Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Первый день… какой он…»
консультация (младшая группа)
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния! Стресс это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Первый день… какой он…»
Первый день посещения ребенком детского сада
Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько
рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:
1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
2. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не
оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно, в
первые дни, приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают
условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще
познакомиться с воспитателем и другими детьми.
5. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность
"интимизировать" обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая
игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими.
6. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Памятка для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»
После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад.
Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению
детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?
Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:
1. Начните готовить малыша к садику заранее.
2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки,
посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка.
3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы
помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки…
4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок,
познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку.
5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о
детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж
малыша пошел в садик и что он там делал.
6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или
любимая игрушка малыша.
7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в
садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет — детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.
10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это
время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.
12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
Что нужно обязательно сделать перед садом:
1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.
2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок
спокойно на него садился).
Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в
носовой платок.
3. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей — держать ложку,
пытаться есть.
4. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
5. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
6. Повысить роль закаливающих мероприятий.
7. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком
нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
8. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
9. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
10. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.
Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:
1. Начните гулять на площадке детского сада.
2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу.
Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.
3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после
полдника, не ждите окончания работы сада.
4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего
восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не
отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.
5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не
стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю
спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.
6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
7. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно.
Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в
привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей,
показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему
преодолевать трудности.
Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период.
Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться
умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать
и обнимать!
Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика —
противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они
сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:
Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к
детскому саду.
Начало посещения детского сада для ребенка любого возраста -
сложный период адаптации к новым социальным условиям. Малыш привык
быть для мамы и папы единственным и самым любимым, а тут вдруг его
привели в незнакомый дом, где вокруг много маленьких детей, и оставили
там одного, пусть и совсем ненадолго. К этому всему новому, неизведанному
нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться- адаптироваться.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного
взаимодействия организма с окружающей средой, который может
осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом,
психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в
системе «человек - окружающая среда».
Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют со стороны близких
взрослых грамотного процесса сопровождения - психолого -
педагогического, организационного, методического.
Причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:
Рассогласование режимов дня ребенка дома и в детском саду;
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой, игрой, конструированием,
рассматриванием картинок к книжке.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических
навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми
Мы рекомендуем родителям помочь своему ребенку в период адаптации к
детскому саду.
По возможности расширяйте круг общения ребенка, помогите
преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращайте
внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей,
вызывайте положительное отношение к ним.
Помогите ребенку разобраться в игрушках: используйте показ
действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекайте
ребенка в совместную игру.
Развивайте подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как
воробушки», «Попрыгаем, как зайчики» и т.д.
Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть
плачущего и т.д.
Не допускайте высказываний огорчения и сожаления о тои, что
приходится отдавать ребенка в детский сад.
Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки
самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
o Самостоятельно садится на детский стул;
o Самостоятельно пить из детской (удобной) чашки;
o Самостоятельно принимать пищу (жевать, глотать);
o Пользоваться ложкой, уметь есть пищу разной консистенции
(супы, каши, пюре и пр.).
o Активно участвовать в одевании, умывании;
o Самостоятельно пользоваться горшком;
o Самостоятельно занимать себя деятельностью.
Исследованиями доказано, что дети, умеющие самостоятельно играть,
быстрее проходят адаптацию, с радостью хотят в детский сад. Дети,
которые не умеют самостоятельно занять себя, переживают адаптацию
гораздо сложнее. Так что задача каждого родителя- обучить ребенка
возрастным играм, сформировать позитивное отношение к детскому
сообществу.
Грамотные родители терпеливо, систематично и последовательно
помогают ребенку овладеть навыками самообслуживания. Требования к
ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно постоянно
упражнять ребенка в осваиваемых действиях. Поощрять ребенка, хвалить
хотя бы за попытку выполнения.
Родительское собрание в ясельной группе «Адаптация ребенка в детском саду»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. То время,
когда ребенок приспосабливается к детскому саду, является кризисным. По
тому, как дети привыкают к дошкольному учреждению, адаптационный период делят на 3 группы:
Легкий средний и тяжелый. Легкая адаптация - почти половина детей
составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых
потерь.
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;
-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,
угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой
активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность
практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4
недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течении
месяца (2-3 недели нормативно) .
2. Средняя адаптация:все нарушения выражены более и длительно:
- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
- ориентировочная деятельность (20 дней,
- речевая активность (30-40 дней
- эмоциональное состояние (30 дней,
- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит
в норму за 30-35 дней.
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.
Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.
3. Тяжелая адаптация
(от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и
реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется:
- снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении,
- резким нарушением сна,
- ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,
отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого
времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена
настроения) .
- обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности,
возможна временная задержка в психическом развитии.
При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10
дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к
коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит
ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Каждый ребенок индивидуален. Для каждого период адаптации в саду
свой. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов:
характер ребенка, личность воспитателя, состояние здоровья малыша,
атмосфера в семье, отношения между родителями, даже степень
подготовки родителей отдать своего ребенка в сад тоже играет важную роль.
Полная адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода
надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше забирать его из
садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить особое внимание
ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша, интересуйтесь
делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с другими детьми,
восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.
Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и
ребенок будет с радость ходить в детский сад.
Адаптация ребенка в детском саду – советы:
1. Готовьте ребенка к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше
хорошего малышу о садике, как ему там будет здорово, что он может делать
там, чего нет дома, хвалите малыша почаще и говорите, что он уже вырос и
стал большим и уже готов ходить в сад.
2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете ребенка в саду, то
делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что
дети очень четко чувствуют эмоции родителей. Если вы все такие не можете
скрыть своего волнения, то поручите отвести ребенка в сад кому-то другому,
бабушке или папе, например.
3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше
забирайте ребенка домой.
4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.
5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь
уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как
цирк, зоопарк, где ребенок может легко возбудиться.
6. Не стоит слишком тепло одевать ребенка в садик.
7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.
8. Игнорируйте капризы ребенка, не поддавайтесь его выходкам манипуляциям.
9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребенка, то не
откладывайте визит к врачу.
Желаем Вам удачи и здоровья вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация в детском саду.
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношен...
Консультация для родителей "Адаптация в детском саду"
Советы родителям о периоде адаптации в детском саду и дома, памятка для родителей, как правильно вести себя по отношению к ребенку и его капризам....
консультация для родителей "Адаптация к детскому саду"
Для того, чтобы адаптация к детскому саду, все же прошла успешно, ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к посещению дошкольного учреждения – самостоятельно одеваться, есть, пользоваться го...
Статья на тему: консультация для родителей" Адаптация в детском саду".
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями....
Консультация для родителей "Адаптация в детском саду"
Когда речь идет об адаптации ребенка к детскому саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Эта консультация поможет родителям и воспитателям найти нужный подход при поступл...
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ...
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей»
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей»Цель: повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации...