Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Первый день… какой он…»
консультация (младшая группа)

Ткачёва Олеся Сергеевна

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния! Стресс это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Первый день… какой он…»

Первый день посещения ребенком детского сада

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько

рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

2. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не

оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно, в

первые дни, приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают

условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще

познакомиться с воспитателем и другими детьми.

5. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность

"интимизировать" обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая

игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими.

6. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»

После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад.

Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению

детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

1. Начните готовить малыша к садику заранее.

2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки,

посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка.

3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы

помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки…

4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок,

познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку.

5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о

детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж

малыша пошел в садик и что он там делал.

6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или

любимая игрушка малыша.

7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в

садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.

8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет — детский сад это  неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.

9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.

10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.

11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это

время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.

12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Что нужно обязательно сделать перед садом:

1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок

спокойно на него садился).

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в

носовой платок.

3. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей — держать ложку,

пытаться есть.

4. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

5. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

6. Повысить роль закаливающих мероприятий.

7. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком

нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

8. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

9. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

10. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

1. Начните гулять на площадке детского сада.

2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу.

Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.

3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после

полдника, не ждите окончания работы сада.

4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего

восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не

отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.

5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не

стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю

спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

7. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно.

Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в

привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей,

показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему

преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период.

Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться

умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать

и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика —

противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они

сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:

Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к

детскому саду.

 Начало посещения детского сада для ребенка любого возраста -

сложный период адаптации к новым социальным условиям. Малыш привык

быть для мамы и папы единственным и самым любимым, а тут вдруг его

привели в незнакомый дом, где вокруг много маленьких детей, и оставили

там одного, пусть и совсем ненадолго. К этому всему новому, неизведанному

нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться- адаптироваться.

 

 Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного

взаимодействия организма с окружающей средой, который может

осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом,

психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в

системе «человек - окружающая среда».

 Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют со стороны близких

взрослых грамотного процесса сопровождения - психолого -

педагогического, организационного, методического.

 Причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:

 Рассогласование режимов дня ребенка дома и в детском саду;

 Наличие у ребенка своеобразных привычек.

 Неумение занять себя игрушкой, игрой, конструированием,

рассматриванием картинок к книжке.

 Несформированность элементарных культурно-гигиенических

навыков.

 Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми

 Мы рекомендуем родителям помочь своему ребенку в период адаптации к

детскому саду.

 По возможности расширяйте круг общения ребенка, помогите

преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращайте

внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей,

вызывайте положительное отношение к ним.

 Помогите ребенку разобраться в игрушках: используйте показ

действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекайте

ребенка в совместную игру.

 Развивайте подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как

воробушки», «Попрыгаем, как зайчики» и т.д.

 Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть

плачущего и т.д.

 Не допускайте высказываний огорчения и сожаления о тои, что

приходится отдавать ребенка в детский сад.

Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки

самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

o Самостоятельно садится на детский стул;

o Самостоятельно пить из детской (удобной) чашки;

o Самостоятельно принимать пищу (жевать, глотать);

o Пользоваться ложкой, уметь есть пищу разной консистенции

(супы, каши, пюре и пр.).

o Активно участвовать в одевании, умывании;

o Самостоятельно пользоваться горшком;

o Самостоятельно занимать себя деятельностью.

 Исследованиями доказано, что дети, умеющие самостоятельно играть,

быстрее проходят адаптацию, с радостью хотят в детский сад. Дети,

которые не умеют самостоятельно занять себя, переживают адаптацию

гораздо сложнее. Так что задача каждого родителя- обучить ребенка

возрастным играм, сформировать позитивное отношение к детскому

сообществу.

 Грамотные родители терпеливо, систематично и последовательно

помогают ребенку овладеть навыками самообслуживания. Требования к

ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно постоянно

упражнять ребенка в осваиваемых действиях. Поощрять ребенка, хвалить

хотя бы за попытку выполнения.

        

Родительское собрание в ясельной группе «Адаптация ребенка в детском саду»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. То время,

когда ребенок приспосабливается к детскому саду, является кризисным. По

тому, как дети привыкают к дошкольному учреждению, адаптационный период делят на 3 группы:

Легкий средний и тяжелый. Легкая адаптация - почти половина детей

составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых

потерь.

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,

угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой

активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность

практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4

недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течении

месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация:все нарушения выражены более и длительно:

- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

- ориентировочная деятельность (20 дней,

- речевая активность (30-40 дней

- эмоциональное состояние (30 дней,

- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит

в норму за 30-35 дней.

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.

Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.

3. Тяжелая адаптация

(от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и

реакций ребенка.

Данный тип адаптации характеризуется:

- снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении,

- резким нарушением сна,

- ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,

отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого

времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена

настроения) .

- обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности,

возможна временная задержка в психическом развитии.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10

дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к

коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит

ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Каждый ребенок индивидуален. Для каждого период адаптации в саду

свой. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов:

характер ребенка, личность воспитателя, состояние здоровья малыша,

атмосфера в семье, отношения между родителями, даже степень

подготовки родителей отдать своего ребенка в сад тоже играет важную роль.

Полная адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода

надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше забирать его из

садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить особое внимание

ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша, интересуйтесь

делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с другими детьми,

восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.

Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и

ребенок будет с радость ходить в детский сад.

Адаптация ребенка в детском саду – советы:

1. Готовьте ребенка к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше

хорошего малышу о садике, как ему там будет здорово, что он может делать

там, чего нет дома, хвалите малыша почаще и говорите, что он уже вырос и

стал большим и уже готов ходить в сад.

2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете ребенка в саду, то

делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что

дети очень четко чувствуют эмоции родителей. Если вы все такие не можете

скрыть своего волнения, то поручите отвести ребенка в сад кому-то другому,

бабушке или папе, например.

3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше

забирайте ребенка домой.

4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.

5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь

уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как

цирк, зоопарк, где ребенок может легко возбудиться.

6. Не стоит слишком тепло одевать ребенка в садик.

7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.

8. Игнорируйте капризы ребенка, не поддавайтесь его выходкам манипуляциям.

9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребенка, то не

откладывайте визит к врачу.

Желаем Вам удачи и здоровья вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация в детском саду.

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношен...

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду"

Советы родителям о периоде адаптации в детском саду и дома, памятка для родителей, как правильно вести себя по отношению к ребенку и его капризам....

консультация для родителей "Адаптация к детскому саду"

Для того, чтобы адаптация к детскому саду, все же прошла успешно, ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к посещению дошкольного учреждения – самостоятельно одеваться, есть, пользоваться го...

Статья на тему: консультация для родителей" Адаптация в детском саду".

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями....

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду"

Когда речь идет об адаптации ребенка к детскому саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Эта консультация поможет родителям и воспитателям найти нужный подход при поступл...

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей»Цель: повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации...