Профилактика дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
статья (подготовительная группа)
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профилактика дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
Филонова Людмила Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №82
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах г. Санкт-Петербурга возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий, причиной которых чаще всего являются дети. Приводит к этому, как правило, незнание ПДД, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в дорожной обстановке. Это тем более важно знать будущему первокласснику, так как ему придется ежедневно преодолевать небезопасный путь от дома в школу и обратно. В связи с чем, считаю данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны "взрослым" языком без всякого расчета на детей. Только нашими совместными усилиями, используя знания педагогов и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Известно, что привычки, заложенные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, педагоги, а также окружающие люди.
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма . Поэтому главная задача взрослых - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. С правилами дорожного движения знакомим детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от одной возрастной группы к другой. Уже с младшего дошкольного возраста наши дети получают первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице. В системе используются целевые прогулки, на которых изучают различные ситуации на улице и во дворе, педагоги знакомят детей с понятиями: улица, дорога, тротуар, со значением сигналов светофора. На прогулках дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. При знакомстве детей с разными видами транспортных средств дети изучают новые слова по дорожной тематике: руль, фары, кабина, салон, колесо автомобиля, показывают действия, выражаемые глаголами: поехал, остановился, едет прямо, тормозит и т. д., а также знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике.
В подготовительной к школе группе разрозненные сведения о правилах дорожного движения связываются в последовательную и стройную систему представлений. В играх они самостоятельно отрабатывают навыки правильных действий при переходе проезжей части со взрослыми, понимание пространственной терминологии (левая — правая сторона, впереди - сзади, навстречу, напротив и другие). Наши дети четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, различают дорожные знаки, рассуждают о работе сотрудников ГИБДД, четко знают дорогу от дома до детского сада и обратно и многое другое. В работе с детьми по обучению ПДД мы используем следующие формы взаимодействия: целевые прогулки к светофору, перекрестку и остановке, наблюдения за транспортом и пешеходами, беседы по ПДД, ежедневные минутки безопасности, рассматривание иллюстраций и картин, чтение произведений и заучивание стихотворений по ПДД, использование различных дидактических (настольных, словесных и других) игр, организация сюжетно-ролевые игр с использованием множества атрибутов и предметов-заместителей, проведение подвижных игр по ПДД, игр-тренингов, проведение игровых занятий и вечеров-развлечений, соревнований, викторин, конкурсов и выставок рисунков.
Организуя занятия и беседы, мы исходим из того, что в дошкольном возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в форме игры при активном участии самого ребенка, что помогает детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной обстановке. Так, например, в течение года дети знакомятся с библиотечкой художественной детской литературы по обучению ПДД: Серяков И. «Улица, где все спешат», Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист», «Шагая осторожно», Маршак С. «Милиционер», «Мяч» и другие.
Но не стоит забывать и о влиянии правильной организации ППРС с учетом новых требований ФГОС - в группе оформлен содержательный, красочный и мобильный центр «Островок безопасности», где размещается весь материал для индивидуальной, совместной работы с детьми и самостоятельной деятельности ребенка по обучению основам безопасного поведения. Здесь собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Для наглядности обучения ПДД мы изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами, что позволяет, например, моделировать и разрешать проблемные ситуации на дороге. В своей работе широко используем готовый учебно-методический материал: «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», «Дошкольникам о правилах дорожного движения», «Безопасность на улицах и дорогах» и другое. А также создаем копилку собственных методических разработок - это и картотеки разнообразных игр по ПДД, конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений, цикл наблюдений по ПДД и целевых прогулок, наглядно-просветительский материал (памятки, буклеты и т. д.) и другое.
Активизируем работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы: анкетирование, наглядная информация на стендах в виде памяток, буклетов, листовок, консультаций и рекомендаций, папки-передвижки, встречи-беседы, устные журналы, проведение совместных с детьми игровых занятий и развлечений, родительских собраний, круглый стол по ПДД, участие в конкурсах рисунков, маршрутные листы следования ребенка от дома до ДОУ и братно.
Одно из основных направлений в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма – это сотрудничество с семьями наших воспитанников. Мы стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивных слушателей становились активно действующими участниками процесса усвоение и закрепления ПДД их детьми, знакомим их с программными требованиями, привлекаем к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.
Взаимодействие с социумом также имеет немаловажное значение в привитии ребенку навыков безопасного поведения на дороге. С этой целью мы проводим: акции по ПДД с распространением агитационных листовок среди автомобилистов, экскурсии по городу и в близлежащие школы, беседы и досуговые мероприятия с сотрудниками ГИБДД, посещение тематических мероприятий в центральной библиотеке и многое другое. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД, которые для наших детей организуют работники центральной библиотеки также дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения.
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, мы уверены, что знания и навыки передвижения по улице обеспечивают самостоятельность и должную культуру поведения наших выпускников, и послужат им прочным фундаментом для подготовки к обучению в школе.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: МИПКРО, 1998.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
5. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М. ООО «Стоп - газета – безопасность на дорогах», 2010 – 2013.
6. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
7. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000.
8. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М.: Просвещение, 1978.
9. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1979.
10. Сыч В.Д. Методические указания к плакатам по изучению в детском саду правил дорожного движения. – М.: Просвещение, 1980.
11. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....
«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...
Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...
Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны ...
Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на оп...