Зачем нужны игры со словом?
консультация
Предварительный просмотр:
Зачем нужны игры со словом?
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация.
В течении не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение можно использовать игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег.
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произношение текста.
Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках (ритмизовать).
Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» (1 фраза).
Солнышко, солнышко Выгляни в окошко. | Та-ти-ти та-ти-ти Ти-ти ти-ти та та или
| ○ ● ● ○ ● ● ● ● ● ● ○ ○ |
Таким же образом следует ритмизовать все тексты.
Солнышко.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Ход игры: На 1-ю и 2-ю строчки текста взрослый вместе с ребёнком выполняет частые полуприседания – «пружинки» – и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Пояснение: Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
Радуга-дуга.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко!
Ход игры: На весь текст выполняются лёгкие частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево. Ритмизация текста будет выглядеть следующим образом:
Ти-ти-ти-ти та
Ти-ти-ти-ти та
Ти-ти та та та
Ти-ти та та та
Пояснение: В процессе игры происходит развитие ритмического чувства и совершенствование прыжкового движения. Окончание произнесения текста должно быть точно зафиксировано прыжком с прекращением движения.
Паровоз.
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колёсами стучу, верчу,
Садись скорее,
Прокачу: чух, чух!
Исходное положение: Руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.
Ход игры: Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Пояснение: В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперёд. Текст произносится очень чётко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку, а также следить за тем, чтобы шаг был коротким, не шаркающим.
Игру можно продолжить, предложив ребёнку выйти из вагончика и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!», который даётся взрослым, дети ребёнок снова садится в поезд и едет до следующей остановки. Игра развивает воображение и творческие способности ребёнка.