Картотека дидактических игр
план-конспект занятия (старшая группа)

Веснина Елена Александровна

Картотека дидактических игр на видовой точке экологической тропы «Метеостанция» (для старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meteostantsiya_-_kopiya.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

Игра «Расскажи без слов»

Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

Игра «Закончи предложение»

Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

Игра «Угадайте».

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы. Оборудование:

Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.

Правила игры:

За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Игра «Что лишнее»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

Игра: «Что за чем?»

Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

Игра «Синоптики»

Цели: формировать представления о погодных изменениях в природе; учить детей обозначать знаками разные состояния погоды.

Ход игры:

I вариант: педагог предлагает ребятам карточки с изображением природных явлений (дождь, ветер, снег, солнце и т. д.). Задача детей подобрать картинку и верно ее расположить. За корректно выполненное задание ребята получают фишку. Тот, кто обладает большим количеством фишек становится главным синоптиком и составляет прогноз на день.

II вариант:

Педагог предлагает детям разбиться на подгруппы «Наблюдающие за ветром, «Наблюдающие за небом», «Наблюдающие за температурой воздуха», и т. п. Задача схематично изобразить наблюдаемое явление в неживой природе в данный момент времени. Далее картинки с наблюдениями вывешиваются на доске метеостанции. Путем жеребьевки определяется главный синоптик, объявляющий всем прогноз погоды.

Игра «Ведущий прогноза погоды»

Цель: учить детей определять текущую погоду, грамотно объявлять прогноз погоды, развивать связную речь.

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: развивать логическое мышление, память, сообразительность, внимательность.

Ход игры:

Педагог подготавливает большие картины с различными явлениями природы. Изготавливает из этих картин паззлы.

Ребята делятся на две команды «Синоптики» и «Метеорологи». Задача детей пока не истекло время в песочных часах собрать одинаковые картинки. Побеждает команда, собравшая первой.

Педагог вывешивает на стену карту населенного пункта, рядом располагает картинки с изображением погоды на магнитах.

Путем жеребьевки определяется ведущий прогноза погоды. Он определяет текущую погоду в данном населенном пункте и отбирает подходящую карточку, прикрепляя к карте населенного пункта.

Педагог включает мобильный телефон и снимает короткий ролик, на котором ребенок объявляет прогноз погоды на этот день. Данный видео материал отправляется в группу детского сада с предупреждением об осадках или повышении/понижении температуры.

Игра «Куда указывает флюгер».

Цель: формировать умение составлять рассказ по картинке, развивать связную речь.

Ход игры:

Педагог изготавливает картинки с изображением различных явлений природы и флюгера в центре и вырезает различных персонажей.

Во время игры на основную картину педагог располагает персонажа и предлагает детям придумать историю.

Обладатель самой интересной истории получает звание «Сказочник». Далее сказочник перед тихим часом рассказывает детям историю, рассказ или сказку по желанию.

«Изобрази погоду»

Цель: Закреплять знания о неживой природе, развивать познавательный интерес.

Ход игры:

Ребята делятся на 2 группы. Педагог загадывает явление неживой природы (картинка или загадка). Одна группа детей изображает это явление, а другая отгадывает. Далее группы меняются местами.

Для вызывания большего интереса ребятам предлагается изобразить явления природы с помощью звуков и угадать их.

 «Какая сегодня погода?»

Цель: учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.

Игровые действия: придумывание условных обозначений разных состояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.

Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя рисунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст определенные сведения.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисунка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объяснить, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров.

Предложить детям придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д.

Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Затем, подобрать отдельные картинки или небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева.

Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их помощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Например, объявить, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками.

Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предлагается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре. Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (солнце и ветер, дождь и тучи и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...