Адаптация ребенка с РАС к ДОУ
консультация

Карева Татьяна Сергеевна

Адаптация  ребенка  с  РАС  к  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_s_ras_v_dou.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

                             Ребенок  с  РАС  в  детском саду.
 Аутизм — это расстройство психики, для которого характерен дефицит социального взаимодействия. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Аутизм может встречаться в любом возрасте. Диагноз детского аутизма в большинстве случаев ставится в возрасте 2,5–3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идет в детский сад, то есть при попытке интегрироваться в общество. Период адаптации к дошкольному учреждению обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи. С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизни в детском коллективе, с другой — не имея положительного опыта пребывания в нем, он не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей. Наблюдая за ребенком-аутистом, поступившим в детский сад, можно выделить определенные черты поведения и развития, которые присущи таким детям

 Нарушение социальных контактов и взаимодействий. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Чаще всего они некоммуникабельны, избегают сверстников. На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному: могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи. Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта, иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека. У многих детей-аутистов эмоциональная сфера очень бедна — они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же, хотя есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой. Ограниченные интересы и особенности игры. Ребенок-аутист проявляет интерес, как правило, к одной игрушке, к одной телепередаче, он не играет вовсе либо играет обнообразно. В большинстве случаев ребенок просто выстраивает и сортирует свои игрушки по различным категориям — цвету, форме, размеру. Внимание аутиста могут привлекать и предметы домашнего обихода, например, ключи, кусочек материала. Как правило, эти предметы издают их любимый звук или же обладают их любимым цветом. Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям).

 Наблюдается практически у всех детей-аутистов. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечами, сгибанию пальцев. Часто встречаются такие стереотипные действия как: включение и выключение света, пересыпание песка, мозаики, круп, стереотипный счет, разминание или разрывание бумаги и т. п.; в речи наблюдается эхолалия. Со временем стереотипии в еде, одежде, маршрутах прогулок приобретают характер ритуалов. Стереотипии могут затрагивать и другие органы чувств, например, вкусовые стереотипии характеризуются периодическим облизыванием предметов, обонятельные — постоянным обнюхиванием предметов.

 Нарушение вербального общения. 

Нарушения речи, в той или иной степени, встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще. По мере развития ребенка часто отмечаются нарушения экспрессивной речи, дети неправильно используют местоимения, обращения, чаще всего они называют себя во втором или третьем лице. Часто дети могут использовать отрывки из разговора, услышанного у взрослых или по телевизору. В обществе ребенок может вообще не пользоваться речью, не отвечать на вопросы, однако наедине с самим собой он может комментировать свои действия, декламировать стихи. Иногда речь ребенка приобретает вычурный характер, она изобилует цитатами, необычными словами, командами, нередко наблюдаются вокальные тики, фонетические расстройства.

 Расстройства интеллектуальной сферы

Наблюдаются у большинства детей-аутистов. Это может быть умственная отсталость или неравномерное умственное развитие. Ребенок проявляет трудности в сосредоточении, целенаправленности, отмечается быстрая потеря интереса, расстройство внимания. Общепринятые ассоциации и обобщения редко доступны. Тесты на манипуляции и визуальные навыки аутичный ребенок, как правило, выполняет хорошо, однако, тесты, требующие символического и абстрактного мышления, а также включения логики, выполняются плохо. Для расстройства интеллектуальной сферы характерна нерегулярность, а именно, периодические улучшения и ухудшения: так на фоне ситуативного стресса, болезней могут возникать эпизоды регресса.

 Нарушенное чувство самосохранения.

Нарушение чувства самосохранения, которое проявляется аутоагрессией, часто встречается у детей-аутистов. Агрессия — является одной из форм реагирования на различные не совсем благоприятные жизненные отношения, но поскольку при аутизме отсутствует социальный контакт, то негативная энергия проецируется на самого себя. Для детей-аутистов характерны удары по самому себе, укусы самого себя. Очень часто у них отсутствует «чувство края» — ребенок может выскочить на проезжую часть дороги или спрыгнуть с высоты. Кроме аутоагрессии могут наблюдаться агрессивные действия, направленные на кого-либо. Причиной такого поведения может быть защитная реакция, например, если взрослый пытается нарушить привычный уклад жизни ребенка.

 Особенности походки и движений.

Нередко у детей-аутистов наблюдается специфическая походка. Чаще всего они имитируют бабочку, ходя при этом на цыпочках и балансируя руками, некоторые передвигаются вприпрыжку. Особенностью движений аутичного ребенка является некая неловкость, угловатость. Бег таких детей может казаться нелепым, потому как во время него они размахивают руками, широко расставляют ноги. Дети могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы или ходить строго определенным особым маршрутом.

 Очень часто ребенок с аутизмом, поступая в детский сад, испытывает трудности с адаптацией. Они бывают связаны с проблемой отрыва от мамы, сменой привычной обстановки, освоением режимных моментов ДОУ, вхождением в группу других малышей. Поэтому родителям и педагогам необходимо соблюдать определенные условия, чтобы адаптация стала для ребенка с аутизмом как можно менее болезненной: Начать процесс адаптации ребенка к режиму детского сада родителям необходимо за несколько месяцев до начала поступления в сад. Будить малыша, кормить завтраком, выводить на прогулку и т. д. лучше с учетом тех временных рамок, по которым живут дети в дошкольном учреждении. Родителям желательно заранее собрать сведения о детском саде и группе, куда попадет ребенок. Хорошо будет, если родители встретятся с воспитателями и специалистами, которые будут работать с ребенком-аутистом, чтобы рассказать о привычках, особенностях поведения своего малыша — это поможет педагогам в будущем быстрее наладить с ним контакт. Родителям можно ходить на прогулку с ребенком к его будущему садику, смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, как будет проходить его день, какая будет воспитательница, когда малыша будут забирать домой, по какой дороге они будут приходить и уходить из сада. В этот же период педагогам нужно пригласить родителей и ребенка познакомиться с групповым помещением. Но лучше делать это в тот момент, когда в группе никого нет (например, когда остальные дети на прогулке). Таким образом, малышу предоставляется возможность освоиться с предметами обстановки в группе. Можно сделать фотографии всего того, что связано с детским садом — фото группы, взрослых, детей и повесить дома. Это необходимо для того, чтобы ребенок в домашней обстановке постепенно привыкал к новой среде. Дозированность пребывания ребенка с аутизмом в ДОУ: наиболее удачный первый вариант дозированного посещения — момент прогулки в саду. Первое время на прогулке желательно присутствие мамы, чтобы малышу было комфортнее. Ребенок сможет познакомиться с воспитателем, сверстниками, да и мама получит определенные представления о группе, куда будет ходить ее ребенок. Дозированность пребывания в саду должна соблюдаться еще и в целях избегания пресыщения ребенка новыми впечатлениями, его усталости от постоянного пребывания в большой группе и предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов. Очень важно поддерживать регулярность посещения ребенком ДОУ и постоянное соблюдение режимных моментов. Это поможет создать определенный привычный стереотип, который будет давать малышу ощущение стабильности и комфорта. Особое внимание к ребенку с аутизмом требуется и со стороны воспитателей. Малышу стоит лишний раз, индивидуально, напомнить, что сейчас предстоит делать, а если требуется, то взяв за руку, отвести туда, куда нужно. Педагогу крайне важно, стараться «не выдергивать» ребенка из занятия, за которым он предпочитает проводить время, а дать ему возможность довести начатое дело до конца. Педагогам нужно учитывать, как тяжело ребенку-аутисту даются бытовые навыки, быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке. Необходимо оберегать его и в контактах с другими детьми, но ни в коем случае не исключать его из общей жизни детского коллектива. Гораздо лучше будет дать возможность малышу понаблюдать за играми сверстников, а в какие-то общие занятия можно дозированно включаться вместе с ребенком. Не стоит торопиться и спешить в работе с ребенком-аутистом. Даже если ребенок уже может оставаться в детском коллективе в течение всего дня, ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию, возможность какое-то время быть в удалении или даже в полном уединении от других детей. Таким образом, чтобы адаптация ребенка с аутизмом прошла успешно, важна не скорость привыкания малыша к детскому саду, а прежде всего его комфортное и стабильное эмоциональное состояние, которое зависит от слаженной и активной работы родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.