Ребёнок раннего возраста: рекомендации нейропсихолога
консультация (младшая группа)
Советы родителям детей раннего возраста от нейропсихолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок раннего возраста: рекомендации нейропсихолога
Ко мне всё чаще приходят на консультации с детьми раннего возраста: самым маленьким клиентам от 9 месяцев (хотя формально я работаю с 2 лет). И это отлично! Ведь чем раньше начать, тем быстрее можно скомпенсировать возможные дефициты и задержки.
Конечно, все родители боятся аутизма. Поэтому самые распространенные жалобы: «не смотрит в глаза», «нет указательного жеста», «не понимает речь». По итогам консультаций в некоторых случаях у детей действительно наблюдается выраженный дефицит в коммуникативной сфере, но далеко не всегда это сразу аутизм. У большинства детей на минимальные неврологические нарушения накладывается еще и средовое воздействие, вследствие чего может происходить задержка речевого и психического развития. Проще говоря, условия жизни современной семьи не всегда способствуют здоровому развитию. И сейчас я это пишу не для того, чтобы обвинить. Большинство родительских ошибок я также совершила со своим ребенком.
Итак, пройдемся списком по самым очевидным и часто встречающимся ошибкам, которые имеют отношение к развитию всех сфер психики ребенка (а не только коммуникации и речи).
- Нельзя. Слишком много игрушек вокруг ребенка. В результате от избытка стимулов ребенок не может сосредоточиться на конструктивной деятельности, исследовании свойств одного предмета. В результате происходит задержка развития регуляторной сферы, ребенок демонстрирует «полевое поведение».
- Надо. Даем в доступе 1-2 игрушки. Остальные убраны в непрозрачные ящики/коробки. Убрали эти, потом достали новые. Постепенно можно увеличивать количество игрушек на открытых полках, чтобы ребенок мог сам выбирать. В процессе ребенок учится убирать игрушки за собой (видит пример, привыкает к нему).
- Нельзя. Электронные игрушки: шумящие, светящиеся. Их количество свести к минимуму, не оставлять в открытом доступе. Четко следить за реакцией ребенка и тем, как они с ними играет (чтобы не было перевозбуждения). Это большая нагрузка на сенсорные системы.
- Надо. Игрушки из природных материалов, а также дающие тактильную стимуляцию. Чистые природные цвета. Крупный рисунок по типу 1 деталь – 1 цвет (мелкий пестрый рисунок может «зашумлять» зрительное восприятие, не давать увидеть целостную картинку, выделить зрительные образы). Достаточно крупные детали (в том числе у конструкторов). Утяжеленные игрушки (мячик – из толстой резины, например, кубики из дерева). Музыкальные игрушки (не электронные, а, например, бубен, маракасы, браслеты с колокольчиками итд). Обязательно кукла (даже у мальчиков, но не барби, а обычный пупс).
- Нельзя. Пренебрегать двигательным развитием в первый год жизни. Не пускать на пол. Очень часто ко мне приходят родители с информацией «все было по норме», а по факту оказывается, что совсем не по норме, хотя формальные сроки «сел-пошел» примерно соответствуют интернету.
- Надо. В норме ребенок должен ползать (сначала по-пластунски, потом на четвереньках). «Сразу стал и пошел в 7-9 месяцев» – это не ок. С 5 месяцев ребенок должен много времени проводить на полу. Не держите в колясках-кроватках. Стимулируйте нахождение в позе «на боку» примерно с 2.5-3 месяцев. В том числе держите на руках в этой позиции. Из этой позы ребенок учится перевороту и затем выходу в позу для ползания. Родителям младенцев: почитайте книжку Галины Лупандиной-Болотовой «Сидеть-ползать-ходить» и обязательно подпишитесь на аккаунт @samsmogu Анны Серенко.
- Нельзя. Избегать горшка или зацикливаться на нем. Давить на ребенка с темой горшка.
- Надо. С года-полутора иногда показывать, как вы ходите в туалет (пусть это вас не шокирует, но человек существо социальное, так происходит научение). Играть в то, как куколка/мишка писают и какают на игрушечный горшок. Сказки, где упоминается горшок и соответствующие дела как бы между делом. Пусть детский горшок будет в открытом доступе у ребенка (а не только в туалете за закрытой дверью). Давать ребенку быть без подгузника дома, чтобы почувствовал ощущения от тела, когда описался, обкакался. Комментировать нейтрально (не ругать!!!) эти события: «ты пописал», «ты покакал», чтобы формировалось понимание данных актов, связь позывов в теле и результата.
- Нельзя. Гаджеты до 2 лет. Панический страх гаджетов.
- Надо. Для детей раннего возраста гаджеты не полезны. Но и совсем их демонизировать не стоит. Важно понимать, что гаджет не должен быть заменой взаимодействия с родителями и обычной игры. Гаджет сам по себе вреда не приносит, это как автомобиль, в обращении с которым важно знать правила безопасности. Если водить неаккуратно, не соблюдать правила – попадете в аварию. Но виноват не автомобиль, а водитель.
- Нельзя. Телевизор и музыка постоянно фоном в квартире.
- Надо. Тишина на фоне, четкая речь родителя. Короткие фразы, доступные пониманию на уровне ребенка. Интонирование речи для привлечения внимания ребенка. Чистые понятные звуки (пение птиц, можно приятную музыку – классика, детские песенки — но не постоянно фоном, а как «пища» для сенсорной сферы). Игры с музыкальными инструментами (см. книгу «300 игр на развитие слухового внимания» Елены Молчановой и подобные). Короткие ритмичные песенки и стишки («Сорока-ворона» итд). Игры в «ладушки» — также с ритмом. Рассматривание книжек типа «Картинка и под ней короткий комментарий или стишок», который читает родитель, показывая пальцем на картинку.
- Нельзя. Учить буквы до 5 лет.
- Надо. Готовим «базу» для чтения и письма. Для этого нужно сформировать крупную и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и достаточный уровень осведомленности об окружающем мире. В свою очередь, для этого давать «пищу» всем сенсорным системам ребенка. Обязательно формировать слуховое внимание и читать ребенку вслух (многие дети не слушают, когда им читают, потому что слуховое внимание недостаточное). Наблюдать за природой, обсуждать увиденное. Учиться мыслить и рассуждать, а не заучивать.
- Нельзя. Развивать мелкую моторику без учета крупной. При этом постоянная беготня и залезание на шкафы не считается развитой крупной моторикой.
- Надо. Давать ребенку возможность насытиться ощущениями от своего тела. Особенно от проприоцептивной (это информация от мышц, суставов и сухожилий) и вестибулярной систем. Играть в мяч с самого раннего возраста (сначала катаем, потом учим кидать; чем младше ребенок – тем больше мяч, и он должен быть достаточно тяжелым). Учим играть в двигательные игры: замри-отомри, «море волнуется раз», «классики» (это уже для деток постарше). Используем ортопедические коврики. Беговел. Игры по типу «сосиска в тесте» (заворачиваем ребенка в одеяло, коврик и продавливаем, тискаем, катаем). Игры в «лошадку» (катаем ребенка на спине, плечах).
- Нельзя. Куча кружков и секций. Я вижу, что многие уже с 2 лет начинают водить на кружки.
- Надо. Важно выстраивать родительскую коммуникацию с ребенком. Как правило, тревога, что без доп. занятий ребенок якобы не разовьется, находится в голове у мамы. Часто родители не знают, как им общаться с собственным ребенком. Как играть. Поэтому происходит замещение кружками. В результате «убивается» собственная мотивация к познанию, природное любопытство ребенка. Я не против кружков после 4 лет, здесь как с гаджетами (см. пример с автомобилями выше).
- Нельзя. Отсутствие коммуникативных игр и телесного взаимодействия.
- Надо. Играть в «ку-ку» практически с рождения. Эмоционально и мимически включаться в игру на раннем этапе, стимулируя включение малыша в коммуникацию. Играть в фольклорные игры по типу «по кочкам-по кочкам, по ровненькой дорожке», «ладушки», «сорока-ворона» и другие. Носить на руках, обнимать, тискать, делать массажики. Избегать физических наказаний. Отлучать от груди не по календарю, а по готовности ребенка (это стресс, и важно, чтобы ребенок имел ресурс для этого), но и не тянуть, если ребенок готов (обычно отлучение происходит между 1 и 2 годами). Профилактировать материнскую депрессию и выгорание (они имеют прямое отношение к нарушениям развития у детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/12/picture-665416-1442063143.jpg)
Консультация для родителей.Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье
Консультация для родителей.Рекомендации по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-598803-1424698128.jpg)
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938305-1502118326.jpg)
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550373-1418541146.jpg)
Консультации для родителей "Развитие ребёнка раннего возраста и рекомендации родителям2
Развитие ребёнка раннего возраста и рекомендации родителям "Третий год жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-951207-1506151407.png)
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888673-1486219719.jpg)
Рекомендации логопеда родителям «Ребёнок раннего возраста»
laquo;Расскажи – и я забуду.Покажи – и я запомню.Сделай со мной – и я научусь». Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи станов...
Консультация в группе раннего возраста «Рекомендации для родителей, ребёнок которых впервые идёт в детский сад»
Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно, создайте для него режим дня....