Приобщение дошкольников к истокам народного искусства
консультация
Приобщение дошкольников к истокам народного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_istokam_narodnogo_iskusstva.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с музыкальным фольклором»
Время стремительно бежит вперед, ставя перед нами новые цели и задачи. Многое приходится переоценивать заново, на многие вещи смотреть по – другому. С огромным сожалением мы осознаем то, что успели растерять то огромное наследие, которое оставили нам наши предки.
Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
К сожалению, в настоящее время родители уделяют очень мало внимания своим детям, так как заняты постоянным добыванием денег. Экраны телевизоров пестрят немыми мультфильмами иностранного производства, но они не могут обеспечить духовное развитие ребенка. Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном развитии дошкольников трудно переоценить. Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников – музыка, танец, пение, подвижные народные игры - все это положительно отражается на детях. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Использование народных танцев - формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду. Детей знакомят с различными видами народного музыкального фольклора: игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, игры-хороводы, потешки. Каждый из этих жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Знакомство с народным музыкальным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Спокойная, напевная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, – что очень важно для физического развития ребенка , – одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
Игровые попевки, потешки, прибаутки, такие незамысловатые и простенькие, а сколько в них нежности, мелодичности, такта.
Игровые и шуточные песни - образно яркие, поэтичные. Исполнение этих песен предполагает использование импровизированных хороводов и плясок. Детям присуще стремление к игре, к актерству. Поэтому почти в любую песню в той или иной мере могут быть внесены элементы игры. Пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.
Хоровод - это жанр, в котором музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы и чаще всего в ее весеннем цветении. В песнях воспеваются широкие луга, "травушка-муравушка", кудрявая березка… Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - ребенок становится царевичем, царевной, боярином, и т.д. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, где и происходит их знакомство с детским календарным фольклором, это Рождество, праздник Масленицы, Проводы зимы, Встреча весны, Покров, Троица. Участие в хороводах, играх, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к фольклорной традиции - к импровизации, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Использование их на праздниках и в «обычной жизни», исполнение под их аккомпанемент песен, плясок, способствуют музыкальному развитию детей.
Активно участвуя в праздничных действиях, где активно задействованы художественное слово, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. Народная культура – источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. Воздействуя на ребенка, культурное наследие дает возможность увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.
Программа по приобщению дошкольниковк истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой....
«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью народных игр и забав»
Обогащение двигательного опыта детей через народные подвижные игры и забавы....
Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...
Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Перспективный план для детей подготовительной группы по теме: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой»
Перспективный план для подготовительной группы....