Музыкотерапия для детей
консультация
Музыкотерапия для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya_v_razviti_emotsionalnoy_sfera_detey.docx | 18.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкотерапия, как средство психоэмоционального развития дошкольников»
Одной из самых актуальных проблем современного общества является постоянно увеличивающееся количество детей, имеющих те или иные нарушения психического и физического развития. Эта проблема волнует представителей разных научных областей: медицины, психологии, социологии, педагогики. И, конечно же, она не обходит стороной представителей дошкольных образовательных учреждений. Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. С каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья – является музыкотерапия. Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, психосоматических заболеваний, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, прикоммуникативных затруднениях.
Музыка тесно связана с эмоциональным миром человека. Положительное влияние оказывают естественные звуки природы, например пение птиц, шум прибоя, дуновение ветра, шелест листьев, и другие. Но особенно благотворное влияние на человека и, в частности, на ребёнка оказывает классическая музыка. Она настраивает на примирение, рассеивает чувство гнева. Важное значение для прослушивания музыки имеет выбор помещения, свет, обстановка. Подбор музыкальных произведений должен производиться так, чтобы первой звучала мелодия, которая в какой-то мере отвечала бы душевному состоянию слушателя в данный момент. При условии профессионального использования музыки педагогами, музыкальное искусство способно благотворно влиять на организм ребёнка.
В перерывах между различными видами деятельности можно предлагать детям посмотреть небольшие ролики, не более 5 минут, показывающие красивые виды под классическую музыку. Это позволяет развивать не только эмоциональную сферу, но и эстетически представления дошкольников (ролики прилагаются).
Для коррекции того или иного психоэмоционального состояния ребёнка подбирается соответствующий материал.
- Рекомендации воспитателям по применении музыкотерапии в повседневной жизни детского сада.
Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Именно музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр).
3. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»).
5. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).
Утренняя гимнастика, танцевальная терапия, ритмика
1. Р.Шуман. «Клоуны».
2. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
3. М.И.Глинка «Вальс – фантазия».
4. С.С.Прокофьев «Вальс». Балет «Золушка».
5. А.Т.Гречанинов «Игра в лошадки».
6. П.И.Чайковский «Мазурка».
7. Л.В.Бетховен. «Менуэт». «Экосез».
8. П.И.Чайковский. «Русская пляска».
9. Д.Д.Щостакович. «Танцы кукол».
10. А.К.Лядов «Дождик – дождик».
11. К.Сен – санс. «Осел». «Кенгуру». «Аквариум». «Лебедь».
12. П.И.Чайковский. Цикл «Времена года».
На этих занятиях музыка дает длительный положительный заряд, бодрость, радость.
Подготовка к дневному сну проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении психического здоровья детей.
Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое
воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными
произведениями:
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. П.И.Чайковский «Времена года».
3. Бах-Гуно «Аве Мария».
4. Анугама «Голоса океана».
5. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
6. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка
для детей»).
Музыка для вечернего времени
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся
усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет,
нормализует нервную систему детского организма.
Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии
«Хорошая музыка для детей»).
2.Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья («Легкие»).
4. Голоса природы.
5. А.Вивальди «Времена года».
6. Бах «Органные произведения».
Игры на развитие эмоциональности дошкольников
«Цвет - настроение»
Цель: учить детей применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки; выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.
Ход игры: Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связываются с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) - с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) - с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) - с решительным, торжественным. Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей), а темно - коричневую - если услышат тревожную музыку. Дети проговаривают новые для них слова. Незнакомые слова разъясняются: решительная - смелая, тревожная - беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходит очень быстро.
2. «Весело - грустно»
Цель: выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.
Ход игры: в игре используют такой дидактический материал, как пиктограммы, в состав которых входят различные геометрические фигуры: «Лицо» - овал и круг, на котором нарисован нос, «глаза» - круги и овалы, «брови» - треугольнички, «рот» - овалы, полумесяцы. Все части лица имеют определенный цвет: глаза - голубые; брови - коричневые или черные; рот - алый или розовый. Прослушав музыку, ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия для детей раннего возраста
Консультация для родителей...
Музыкотерапия для детей
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапи...
Музыкотерапия для детей
Музыкотерапия для детей...
«Музыкотерапия для детей дошкольного возраста»
Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается ...
Музыкотерапия для детей в семье
Музыкотерапия спосбствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.Слушание правильно подобранной музыки повышаетиммунитет детей, снимаетнапряжение и раздражительность...
Рекомендации для родителей и педагогов "Музыкотерапия для детей"
Что такое музыкотерапия и формы музыкотерапии при работе с детьми...
Музыкотерапия и дети с ОВЗ
Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить...