Развивайте речь детей
консультация (старшая группа)
Большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка.
Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayte_rech_detey.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ ДЕТЕЙ
Большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка.
Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, любит играть «в слова», «находить звуки», подбирать слова – ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Пяти – шести ребенок может пересказать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Однако следует заметить, что большое значение для развития речи имеет среда, в которой он растет, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа взрослых.
Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они слышат вокруг, но и особенности артикуляции, грамматические обороты речи. В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для подражания. Если малыш слышит речь неверную по артикуляции, грамматически неправильную, то он усвоит ее в таком же виде и у него будет речь с такими же дефектами.
Очень часто дети, которым скоро в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является «сюсюкание» взрослых, считающих, что с малышами надо разговаривать на «птичьем» языке, иногда – влияние среды, в которой живет ребенок. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (тевелизор, небель, колидор и т.д.). В таких случаях необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение. При этом не надо смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно; надо спокойно поправить его и постараться добиться повторения (желательно многократно), лучше в игровой форме.
Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребенок правильно произносил все звуки, правильно строил предложение, умел «с выражением» прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа или сказки. Здесь очень важна практика.
Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук, эти движения стимулируют развитие речи. Значит, пальцы «помогают» говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего – лепить из пластилина, продевать шнурок в дырочку, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, собирать пазлы, рисовать и т.п. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций.
На что же следует обратить внимание?
Многие родители считают, что в 4 – 5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он «ещё маленький». Вот пойдет в школу, тогда… А вот тогда может быть уже поздно. Чем скорее вы обратитесь к специалисту (логопеду), тем больше шансов на хороший результат.
Дети 5 – 6 лет очень любят слушать речь взрослых, но взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих наибольших величин лишь в подростковом возрасте, а в 5 – 6 лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью (не «глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно навое слово, недоступно ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы, тема «Ежики смеются» Задачи: Образовательные: Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас (маленький, серенький, колючий); Закреплять и расширять знания и предст
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы...
Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"
Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...
Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – э...