Консультация для родителей "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
консультация
Консультация для родителей "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_profilaktika_narusheniy_zvukoproiznosheniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Консультация для родителей
«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Разработчик
Галенских Кристина Александровна
учитель – дефектолог
2022
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми этическими и нравственными понятиями – о красоте, добре, о зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названия и слов понятий…) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя?
Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекта произношения звуков у детей:
- нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса);
- недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
- недоразвитие речевого дыхания.
Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения), сначала механического (рефлекторного), а затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов…
Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова – сюсюкаться. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.
Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:
- обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
- каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
- неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение к речи.
Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Рекомендации для родителей:
- Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
- Продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут.
- Каждое упражнение проводить в игровой форме и повторять 6 – 8 раз.
- «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5 – 10 секунд.
- «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
- «Трубочка» : рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
- «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:
- Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);
- Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР - органов.
Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов…
Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.
Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.
Дыхательная гимнастика.
Для профилактики и лечения ЛОР - заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику:
- Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
- Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба–бо–бу» и «г-м-м-м».
- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ...
Преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста через реализацию авторской коррекционно- развивающей программы "Вижу, слышу и играю правильно говорю!". Из опыта работы
опыт работы. методическое пособие...
Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.
Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...
Скороговорки и считалки Речевой материал для занятий по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
СкороговоркиСобирала МаргариткаМаргаритки на гореРастеряла МаргариткаМаргаритки на дворе.++++++++++МУХА.Муха в гости собираласьЕхать очень далекоУмывалась,Одевалась,Волновалась,Завивалась, передЗеркал...
профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
в ногрме ребенок к 4-м годам должен дифференцировать все звуки...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям....
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье".
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье"....