Мастер-класс для родителей «Развивающие математические игры с детьми дома»
методическая разработка (старшая группа)

Шемонаева Татьяна Геннадьевна

Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»

Мастер-класс для родителей

«Развивающие математические игры с детьми дома»

Подготовила:  Шемонаева Татьяна Геннадьевна

г. Жердевка 2023 г.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Цель мастер-класса: Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.

Воспитатель: На мастер-классе я вам постараюсь рассказать и показать, как лучше и правильно заниматься и играть со своими детьми в домашних условиях. Как развивать интеллектуальные  способности при помощи самодельных игр.

Известно, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели (составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат) стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать и осуществлять постоянный контроль своим действиям,

соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её

невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. При подборке игр следует учитывать возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития.

Предлагаю подборку математических игр по разделам:

  • Геометрические фигуры;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Количество и счёт;
  • Ориентировка во времени;
  • Логические задачи.

Все эти математические игры мы используем в детском саду во время организованной и свободной образовательной деятельности, и в которые можно играть дома.

Геометрические фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

  • Кто больше назовет

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры. Например: прямоугольник  - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д. круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д. овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.

  • Какой фигуры не стало

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза, взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

  • Что изменилось?

Дети рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза, а взрослый меняет фигуры местами. Дети должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.

  • Выложи фигуру из палочек

Дети с помощью счётных палочек выкладывают на столе фигуры по заданию взрослого: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция.

  • «Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) находятся квадрат и прямоугольник. Взрослый выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать эти фигуры одним словом? ». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

Ориентировка в пространстве

  • Кто где?

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

  • Фигуры высшего пилотажа

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол.

Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

  • Игровые задания детям

- Топни правой ногой 3 раза.

  • Дотронься левой рукой до левого уха.
  • Подними вверх правую (левую) руку.
  • Поставь на носок правую (левую) ногу.
  • Поставь на пояс правую (левую) руку.
  • Дотронься левой рукой до правого колена.
  • Повернись на право (налево).
  • Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.

Количество и счёт

  • Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 5).

  • Назови числа до 5 (5, 4, 3 и т. д.)
  • Назови числа после 3 (4, и т. д.)
  • Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
  • Счёт цепочкой (поочерёдно, с мячом).

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый

— «три», ребёнок — «четыре» и т. д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

  • Отложи столько же предметов (счёт на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему? »

Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему? »

  • Отсчитай столько же

Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.

Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 5, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 5) .

  • Какой цифры не стало

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

  • Наведи порядок

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

  • Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
  • Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.
  • Назови цифру.

Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

  • Назови, какие цифры пропущены 1? 3 4?
  • Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4? Или 1 2? 4 5 и др.
  • Покажи цифру

Взрослый прохлопывает определённое количество раз, дети считают про себя и поднимают соответствующую цифру.

Ориентировка во времени

Знать название текущего времени года, месяца, дня недели, части суток. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т. д.

  • Дни недели

— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :

– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

– Четверг – какой день по счету?

– Какой день недели будет после вторника?

  • Какой день между четвергом и вторником?
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Что сначала, что потом (с мячом)
  • Части  суток  (что  мы  делаем  утром;  когда  мы  ужинаем,  спим,

просыпаемся и т. д)

Логические задачи и задания

  • Дорисуй недостающую фигуру
  • Из каких геометрических фигур состоит предмет
  • Какая фигура лишняя?
  • Решение логических задач

Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»

Мастер-класс для родителей

«Развивающие математические игры с детьми дома»

Подготовила:  Шемонаева Татьяна Геннадьевна

г. Жердевка 2023 г.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Цель мастер-класса: Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.

Воспитатель: На мастер-классе я вам постараюсь рассказать и показать, как лучше и правильно заниматься и играть со своими детьми в домашних условиях. Как развивать интеллектуальные  способности при помощи самодельных игр.

Известно, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели (составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат) стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать и осуществлять постоянный контроль своим действиям,

соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её

невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. При подборке игр следует учитывать возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития.

Предлагаю подборку математических игр по разделам:

  • Геометрические фигуры;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Количество и счёт;
  • Ориентировка во времени;
  • Логические задачи.

Все эти математические игры мы используем в детском саду во время организованной и свободной образовательной деятельности, и в которые можно играть дома.

Геометрические фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

  • Кто больше назовет

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры. Например: прямоугольник  - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д. круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д. овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.

  • Какой фигуры не стало

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза, взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

  • Что изменилось?

Дети рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза, а взрослый меняет фигуры местами. Дети должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.

  • Выложи фигуру из палочек

Дети с помощью счётных палочек выкладывают на столе фигуры по заданию взрослого: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция.

  • «Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) находятся квадрат и прямоугольник. Взрослый выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать эти фигуры одним словом? ». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

Ориентировка в пространстве

  • Кто где?

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

  • Фигуры высшего пилотажа

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол.

Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

  • Игровые задания детям

- Топни правой ногой 3 раза.

  • Дотронься левой рукой до левого уха.
  • Подними вверх правую (левую) руку.
  • Поставь на носок правую (левую) ногу.
  • Поставь на пояс правую (левую) руку.
  • Дотронься левой рукой до правого колена.
  • Повернись на право (налево).
  • Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.

Количество и счёт

  • Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 5).

  • Назови числа до 5 (5, 4, 3 и т. д.)
  • Назови числа после 3 (4, и т. д.)
  • Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
  • Счёт цепочкой (поочерёдно, с мячом).

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый

— «три», ребёнок — «четыре» и т. д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

  • Отложи столько же предметов (счёт на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему? »

Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему? »

  • Отсчитай столько же

Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.

Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 5, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 5) .

  • Какой цифры не стало

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

  • Наведи порядок

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

  • Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
  • Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.
  • Назови цифру.

Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

  • Назови, какие цифры пропущены 1? 3 4?
  • Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4? Или 1 2? 4 5 и др.
  • Покажи цифру

Взрослый прохлопывает определённое количество раз, дети считают про себя и поднимают соответствующую цифру.

Ориентировка во времени

Знать название текущего времени года, месяца, дня недели, части суток. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т. д.

  • Дни недели

— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :

– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

– Четверг – какой день по счету?

– Какой день недели будет после вторника?

  • Какой день между четвергом и вторником?
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Что сначала, что потом (с мячом)
  • Части  суток  (что  мы  делаем  утром;  когда  мы  ужинаем,  спим,

просыпаемся и т. д)

Логические задачи и задания

  • Дорисуй недостающую фигуру
  • Из каких геометрических фигур состоит предмет
  • Какая фигура лишняя?
  • Решение логических задач

Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»

Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»...

Мастер-класс для родителей "Развивающие математические игры с детьми дома"

Игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным ма...

Сборник мастер-классов для родителей детей с ОВЗ «Занимаемся с детьми дома»

Пояснительная записка Чем больше родители играют с детьми,тем счастливее у них детство.  Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьёй на одно из...

Мастер – класс для родителей по теме : «Экономические игры с детьми дома»

Цель педагогического опыта – расширить экономический кругозор детей, дать представление о таких экономических качествах, как бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольникам осозн...

Мастер – класс для родителей по теме : «Экономические игры с детьми дома»

Цель педагогического опыта – расширить экономический кругозор детей, дать представление о таких экономических качествах, как бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольникам осозн...

Мастер - класс для родителей "Развивающие математические игры с детьми дома".

Мастер - класс для родителей "Развивающие математические игры с детьми дома". «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, чере...

Мастер-класс для родителей «Развивающие математические игры с детьми дома»

Мастер-класс для родителей «Развивающие математические игры с детьми дома»...