Мастер-класс для родителей «Развивающие математические игры с детьми дома»
методическая разработка (старшая группа)
Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»
Мастер-класс для родителей
«Развивающие математические игры с детьми дома»
Подготовила: Шемонаева Татьяна Геннадьевна
г. Жердевка 2023 г.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Цель мастер-класса: Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.
Воспитатель: На мастер-классе я вам постараюсь рассказать и показать, как лучше и правильно заниматься и играть со своими детьми в домашних условиях. Как развивать интеллектуальные способности при помощи самодельных игр.
Известно, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели (составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат) стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать и осуществлять постоянный контроль своим действиям,
соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её
невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. При подборке игр следует учитывать возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития.
Предлагаю подборку математических игр по разделам:
- Геометрические фигуры;
- Ориентировка в пространстве;
- Количество и счёт;
- Ориентировка во времени;
- Логические задачи.
Все эти математические игры мы используем в детском саду во время организованной и свободной образовательной деятельности, и в которые можно играть дома.
Геометрические фигуры
Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Кто больше назовет
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры. Например: прямоугольник - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д. круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д. овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.
- Какой фигуры не стало
Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза, взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.
- Что изменилось?
Дети рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза, а взрослый меняет фигуры местами. Дети должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.
- Выложи фигуру из палочек
Дети с помощью счётных палочек выкладывают на столе фигуры по заданию взрослого: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция.
- «Сравни фигуры»
На фланелеграфе (магнитной доске) находятся квадрат и прямоугольник. Взрослый выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать эти фигуры одним словом? ». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.
Ориентировка в пространстве
- Кто где?
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.
- Фигуры высшего пилотажа
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол.
Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.
Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?
- Игровые задания детям
- Топни правой ногой 3 раза.
- Дотронься левой рукой до левого уха.
- Подними вверх правую (левую) руку.
- Поставь на носок правую (левую) ногу.
- Поставь на пояс правую (левую) руку.
- Дотронься левой рукой до правого колена.
- Повернись на право (налево).
- Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.
Количество и счёт
- Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 5).
- Назови числа до 5 (5, 4, 3 и т. д.)
- Назови числа после 3 (4, и т. д.)
- Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
- Счёт цепочкой (поочерёдно, с мячом).
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый
— «три», ребёнок — «четыре» и т. д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
- Отложи столько же предметов (счёт на слух)
Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему? »
Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков».
Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему? »
- Отсчитай столько же
Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.
Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 5, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 5) .
- Какой цифры не стало
Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.
- Наведи порядок
Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.
- Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
- Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.
- Назови цифру.
Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.
- Назови, какие цифры пропущены 1? 3 4?
- Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4? Или 1 2? 4 5 и др.
- Покажи цифру
Взрослый прохлопывает определённое количество раз, дети считают про себя и поднимают соответствующую цифру.
Ориентировка во времени
Знать название текущего времени года, месяца, дня недели, части суток. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т. д.
- Дни недели
— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :
– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
– Четверг – какой день по счету?
– Какой день недели будет после вторника?
- Какой день между четвергом и вторником?
- Сколько всего дней в неделе?
- Что сначала, что потом (с мячом)
- Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим,
просыпаемся и т. д)
Логические задачи и задания
- Дорисуй недостающую фигуру
- Из каких геометрических фигур состоит предмет
- Какая фигура лишняя?
- Решение логических задач
Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»
Мастер-класс для родителей
«Развивающие математические игры с детьми дома»
Подготовила: Шемонаева Татьяна Геннадьевна
г. Жердевка 2023 г.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Цель мастер-класса: Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.
Воспитатель: На мастер-классе я вам постараюсь рассказать и показать, как лучше и правильно заниматься и играть со своими детьми в домашних условиях. Как развивать интеллектуальные способности при помощи самодельных игр.
Известно, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели (составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат) стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать и осуществлять постоянный контроль своим действиям,
соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её
невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. При подборке игр следует учитывать возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития.
Предлагаю подборку математических игр по разделам:
- Геометрические фигуры;
- Ориентировка в пространстве;
- Количество и счёт;
- Ориентировка во времени;
- Логические задачи.
Все эти математические игры мы используем в детском саду во время организованной и свободной образовательной деятельности, и в которые можно играть дома.
Геометрические фигуры
Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Кто больше назовет
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры. Например: прямоугольник - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д. круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д. овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.
- Какой фигуры не стало
Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза, взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.
- Что изменилось?
Дети рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза, а взрослый меняет фигуры местами. Дети должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.
- Выложи фигуру из палочек
Дети с помощью счётных палочек выкладывают на столе фигуры по заданию взрослого: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция.
- «Сравни фигуры»
На фланелеграфе (магнитной доске) находятся квадрат и прямоугольник. Взрослый выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать эти фигуры одним словом? ». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.
Ориентировка в пространстве
- Кто где?
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.
- Фигуры высшего пилотажа
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол.
Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.
Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?
- Игровые задания детям
- Топни правой ногой 3 раза.
- Дотронься левой рукой до левого уха.
- Подними вверх правую (левую) руку.
- Поставь на носок правую (левую) ногу.
- Поставь на пояс правую (левую) руку.
- Дотронься левой рукой до правого колена.
- Повернись на право (налево).
- Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.
Количество и счёт
- Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 5).
- Назови числа до 5 (5, 4, 3 и т. д.)
- Назови числа после 3 (4, и т. д.)
- Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
- Счёт цепочкой (поочерёдно, с мячом).
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый
— «три», ребёнок — «четыре» и т. д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
- Отложи столько же предметов (счёт на слух)
Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему? »
Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков».
Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему? »
- Отсчитай столько же
Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.
Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 5, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 5) .
- Какой цифры не стало
Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.
- Наведи порядок
Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.
- Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
- Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.
- Назови цифру.
Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.
- Назови, какие цифры пропущены 1? 3 4?
- Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4? Или 1 2? 4 5 и др.
- Покажи цифру
Взрослый прохлопывает определённое количество раз, дети считают про себя и поднимают соответствующую цифру.
Ориентировка во времени
Знать название текущего времени года, месяца, дня недели, части суток. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т. д.
- Дни недели
— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :
– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
– Четверг – какой день по счету?
– Какой день недели будет после вторника?
- Какой день между четвергом и вторником?
- Сколько всего дней в неделе?
- Что сначала, что потом (с мячом)
- Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим,
просыпаемся и т. д)
Логические задачи и задания
- Дорисуй недостающую фигуру
- Из каких геометрических фигур состоит предмет
- Какая фигура лишняя?
- Решение логических задач
Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»
Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»...
Мастер-класс для родителей "Развивающие математические игры с детьми дома"
Игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным ма...
Сборник мастер-классов для родителей детей с ОВЗ «Занимаемся с детьми дома»
Пояснительная записка Чем больше родители играют с детьми,тем счастливее у них детство. Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьёй на одно из...
Мастер – класс для родителей по теме : «Экономические игры с детьми дома»
Цель педагогического опыта – расширить экономический кругозор детей, дать представление о таких экономических качествах, как бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольникам осозн...
Мастер – класс для родителей по теме : «Экономические игры с детьми дома»
Цель педагогического опыта – расширить экономический кругозор детей, дать представление о таких экономических качествах, как бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольникам осозн...
Мастер - класс для родителей "Развивающие математические игры с детьми дома".
Мастер - класс для родителей "Развивающие математические игры с детьми дома". «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, чере...
Мастер-класс для родителей «Развивающие математические игры с детьми дома»
Мастер-класс для родителей «Развивающие математические игры с детьми дома»...