Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
консультация
Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
"Пальчиковые игры для развития речи дошкольников"
В данное время особо актуальна проблема оптимизации процесса развития речи дошкольников, так как данный возраст является наиболее благоприятным для развития основных направлений речевого развития: Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему?
Да потому, что родители меньше стали говорить с детьми, потому, что многие из них страшно заняты на работе.
Дети и сами меньше говорят, потому, что больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Хотя особое значение для речевого развития ребёнка имеет возраст от двух до четырёх лет. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользуется внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.), он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мысли, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль.
Одной из главных задач воспитателя в это время становится помощь младшим дошкольникам в освоении разговорной речи, так как, по мнению Выгодского Л.С., ребенок с помощью речи овладевает жизненными ситуациями, возникает радикально новая организация поведения, а также новые отношения со средой. Эта задача предполагает воспитание умений понимать обращённую речь, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Достичь оптимальных результатов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста можно через использование пальчиковых игр как в образовательных ситуациях, так и в других видах детской деятельности.
Пальчиковые игры являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечнососудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш. А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм«Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также способствуют установлению контакта и взаимопонимания между взрослыми и ребёнком.
Выбор занятий для развития мелкой моторики очень велик.
Ребенку можно предложить следующие упражнения:
• Пальчиковые игры
• Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное /можно рисовать карандашом, пальчиками.
• Собирать матрешку, пирамидку
• катать по очереди каждым пальчиком бусинки, шарики;
• указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• сжимать и разжимать кулачки;
• отдельно показывать только один палец — указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре и все пять;
• хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
• собирать все пальцы в щепотку («пальчики собрались вместе, а затем разбежались») ;
• Лепка;
• Тестопластика
• Игры с песком, водой
• Разноцветные прищепки – готовый тренажер. сжимание- разжимание дает отличную тренировку пальцам рук
• Пальчиковые бассейны «сухой аквариум» - открытые резервуары, заполненной различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасоль, крупой, песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Используются для выполнения заданий: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру и назови ее».
• Мозаика
• Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.
Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.
• Игры – шнуровки
• Пазлы
• Конструкторы
• Чудесный мешочек - игры на развитие тактильного восприятия. В мешочек складываем игрушки – мячик резиновый, плюшевого мишку и т. д. И просим ребенка на ощупь определить что это!
• Игры с нанизыванием собери бусы, овощи.
• Создание картин из макарон и круп. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить
• Разрывание бумаги
Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, воспитывают усидчивость.
Главное в работе с любыми пальчиковыми играми нужно учитывать ряд моментов:
- прежде чем показывать детям пальчиковую игру, нужно проиграть её сюжет самим, отметить сложные для восприятия части текста и движения;
- перед игрой нужно подготовить детей к восприятию содержания, провести небольшую вступительную беседу со сказочным сюжетом;
- необходимо создавать благоприятный эмоциональный настрой и демонстрировать собственную увлеченность игрой;
- при проговаривании стиха необходимо выделять важные моменты мимикой и усиленной эмоцией, чтобы дети лучше запоминали важное событие, для этого следует самим выучить стихотворения наизусть;
- при использовании предметов, нельзя одновременно ставить задачу по проговариванию, так как объем внимания у младших дошкольников ограничен;
- для предотвращения у детей переутомления необходимо соблюдать регламент: в 3-4 года занятии не должны превышать 15 минут;
- применять пальчиковые игры следует систематично, в течение дня несколько раз обращаясь к ним, но играя понемногу;
- нарастание сложности в играх должно происходить постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня их развития;
- в игре нужно обращать внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук;
- если у детей не создается соответствующий настрой на игру, то лучше отложить её до следующего раза.
Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.
В своей работы мы используем пальчиковые игры таких авторов, как Поддубная Е.А., Данилова Л., Шарикова Е., Крупенчук О., Катина Е., Меликян О. и др. Особое внимание уделяется играм Зажигиной О.А., предлагающей использование в игровых моментах нестандартных вещей:
1. Игры с ковриками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3. Пальчиковые игры с массажными мячиками.
4. Пальчиковые игры с платочками.
5. Пальчиковые игры с прищепками.
6. Пальчиковые игры с резиночками для волос.
7. Пальчиковые игры с шестигранными карандашами и др.
При подборе пальчиковых игр педагоги обращают внимание на соответствие игры теме занятия и недели, уровень речевого развития конкретных детей, возможность использования игры в работе разных специалистов - музыкального руководителя, логопеда.
Важным моментом при использовании пальчиковых игр является работа с семьёй. В группах планируется проведение семейных конкурсов на изображение главных героев из природных и бросовых материалов. Воспитатели проводят индивидуальные и коллективные обучающие консультации (Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы.; Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста” “Пальчиковая гимнастика”.) и беседы для родителей. Для родителей разработаны памятки:
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Правило № 1. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.
Правило № 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Правило № 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!
Правило № 5. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательнос
Как показывает опыт, увлекательность и разнообразие пальчиковых игр способствуют развитию у детей творческой активности, мышления, речи, умения концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Нестандартный подход к использованию пальчиковых игр и привлечение
семьи помогают создавать хороший эмоциональный настрой, повышать общий тонус, формировать добрые взаимоотношения между детьми, а так же взрослым и ребёнком, расширять словарный запас, развивать подвижность и гибкость кистей рук, что способствует в дальнейшем успешному освоению навыков письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»
Пальчиковые игры способствуют развитию доброжелательности, как между детьми, так и между ребенком и взрослым. Различные персонажи игр – пчелки, котята, поросята, зайчики привлекают детское внимание и ...
пальчиковые игры для развития мелкой моторики
игры для детей по развитию мелкой моторики руки ребенка со стихами, можно заниматься в любое время и везде, не требует специальной подготовки,стихи легко запоминаются....
Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп
Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1179309-1580825521.jpg)
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/27/picture-1279092-1638036123.jpg)
Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"
Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-1418446-1664208436.jpg)
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/09/picture-1405739-1652117152.jpg)
Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»
Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...