Ребенок проявляет агрессию.
статья

 В любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу. Высокий уровень агрессии у детей может стать настоящей проблемой для окружающих. Как минимум он повышает тревожность всех участников конфликта. Как максимум – может привести к несчастному случаю. Поэтому важно таких детей вовремя выявлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_proyavlyaet_agressiyu.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ АГРЕССИЮ: ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

 Дети рождаются или становятся агрессивными?

 В качестве аргумента, подтверждающего наличие врожденной склонности к агрессивным действиям, приводятся данные  расшифровки  генома человека,  подтвердившие, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, и такой ребенок легче становится на путь агрессивного поведения.

Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой ребенок активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает.

  Агрессивность  как свойство, присуще многим детям, но возникает   в силу разных причин. Агрессивность  в детском возрасте  – явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные причины, механизмы и мотивационная направленность.  

В качестве внешних причин агрессивности детей рассматриваются:

  1. семья, в которой растет ребенок;  
  2. общение со сверстниками;
  3. копирование ребенком  персонажей фильмов, придуманных героев.

Внутренними причинами проявления агрессивности детей  являются:

  1. наличие  внутреннего дискомфорта, неуверенности;
  2. неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя;
  3. высокая тревожность, ощущение отверженности;
  4. неадекватная самооценка (чаще заниженная);
  5. стремление привлечь внимание взрослых.

Почему следует отличать агрессию и агрессивность?

Важно различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Об агрессии говорят тогда, когда совершаются определенные действия, причиняющие ущерб кому или чему-либо, а об агрессивности - в случае готовности индивида к таким действиям.     Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, драчливость, грубость, «задиристость», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной активностью, злостью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость в разных формах.

 Агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.  

    Агрессивность – необходимое условие нормальной жизнедеятельности личности.   Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия (как самоценность), второй -  инструментальная агрессия (как средство).  

Возможна агрессия без повышенной агрессивности (как нормальная реакция),  агрессивность  находит свое проявление в агрессии.

Действительно ли агрессия в поведении ребёнка - это своеобразный крик ребенка о помощи?

Да, это так. Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт.  Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. 

Внутренние причины агрессивности детей: наличие внутреннего дискомфорта, неуверенности; неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя; высокая тревожность, ощущение отверженности; неадекватная самооценка (чаще заниженная); стремление привлечь внимание взрослых.

Кроме того, агрессия в поведении ребенка это:

Естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства.  

Следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавления взрослыми инициативы ребенка.  

Проявление соперничества между детьми (в семье, в классе, в школе, во дворе).  

Проявление комплекса неполноценности, стремление доказать свою состоятельность.

Результат депривации и фрустрации, т. е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели.

Результат негативного влияния семейного воспитания:

1) наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми способствует агрессивности;

2) возникновению агрессивного поведения способствует равнодушие родителей к агрессивности своих детей;

3) существенную роль в формировании агрессивности сыновей играет модель агрессивности поведения родителей (особенно отца).

 Результат наказаний.  

Классифицировать проявления детской агрессии  можно по-разному, например, по  проявлению  агрессии.

 1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.  Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции. Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.  Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.  Еще одной особенностью таких детей является низкая толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи.   Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.  Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний.    Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой - феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма. Детей  из этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт. 

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию  -  повышение голоса, изменение тона на устрашающий, демонстрация власти.

Кроме того

Ссоримся, выясняем отношения при ребенке.

Игнорируем любое поведение, в том числе и агрессивное.

Провоцируем тактильный голод, не обнимаем ребенка, «бережем эмоции».

Считаем, что ребенок стал взрослым, ему это не нужно.

Нарушаем режим дня, принятые правила и договорённости.

Допускаем бесконтрольное использование гаджетов.

Лишаем ребенка самостоятельности.

Бываем слишком строгими или опекающими.

Забываем о развитии эмоционального интеллекта.

Профилактика  детской агрессивности:

Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.

Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.

Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Американские психологи установили, что дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.

Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.

Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний.

Главный принцип, которым должен руководствоваться родитель  - сотрудничество и принятие ребенка в целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций.

 Центр психолого - педагогической, методической и консультационной помощи (при ТГПУ им Л. Н. Толстого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок проявляет агрессию?"

Жалобы на агрессивность ребенка — одни из самых распространенных в психологической практике. Начинаешь разбираться в деталях — и становится заметным, насколько разное поведение взрослые называют агрес...

Что делать, если ребенок проявляет агрессию?

​Агрессия детей дошкольного возраста, проявляемая по отношению к сверстникам, взрослым, животным и предметам, – явление частое и весьма беспокоящее родителей и педагогов.У мальчиков и девочек проявлен...

если ребенок проявляет агрессию

Если ребенок проявляет агрессию. Что делать?...

"Если ребенок проявляет агрессию и жестокость"

Рекомендации для родителей как предотвратить проблему, как справиться с проблемой, если она уже есть?...

Рекомендации родителям "Если ребенок проявляет агрессию...."

Если вы заметили у ребенка проявления агрессивности, необходимо прежде всего попытаться проанализироватьпричины их появления, выявить трудности, которые испытывает ребенок при организации своего общен...

Если ребенок проявляет агрессию...

Информация для родителей и законных представителей...