«Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
консультация (средняя, старшая группа)
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в детском саду.
Консультация для родителей
«Создание эффективной предметно-развивающей
среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Речевая предметно-развивающая среда
Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
- альбом О.С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.
При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э.Ф. Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала. Она включает 4 группы заданий:
- обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний.
Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:
- «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
- «В теплых краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);
- «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.
- формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:
- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
- река, озеро, море, мост, болото;
- кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.
- развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:
- огурец – овощ, георгин - … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);
- учитель – ученик, врач - … (кочки, больные, палата, больной, термометр);
- огород – морковь, сад - … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.
- формирование умения обобщать.
Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,
- метла, лопата - …;
- окунь, карась - …;
- лето, зима - … и др.
Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом дорогу через лес, горы, моря, поля и т.д., что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.
В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять
- Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3),
- Рассказ по серии сюжетных картин (4),
- Рассказ по сюжетной картине.
Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
- Классная подвижная азбука.
- Азбука в картинках.
- Дидактическая игра «Буква за буквой»,
- Дидактическая игра «33 богатыря»,
- Дидактическая игра «Умный телефон»,
- Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
- Звуковые линейки.
- Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н.В. Дурова).
- Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
- Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г.А. Тумакова) и др.
- Дидактический материал М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л. Выгодской («Град Златоустия»),
- Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание эффективной предметно-развивающей среды детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Главное условие для полноценного развития детей - это окружающая их среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредст...
Консультация для родителей Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях
Даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях...
Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях"
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофунк...
«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...
Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но мно...
«Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
консультация для родителей по созданию эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях...