Консультация для родителей "Кризис семи лет"
консультация (подготовительная группа)
Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Он может начаться и раньше - в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, много «сочиняет» и обманывает, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_7_let.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Кризис семи лет»
Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Он может начаться и раньше - в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, много «сочиняет» и обманывает, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.
Принято выделять 7 симптомов кризиса.
Негативизм Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.
Упрямство Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
Гендерные особенности
Кризис 7 лет по-разному воспринимается девочками и мальчиками. Эти нюансы обязательно нужно знать родителям, чтобы скорректировать свою помощь и поддержку в этот непростой период. Дети к этому возрасту уже начинают осознавать свои гендерные различия, и это сказывается на поведении.
Проблемы с девочками
Несмотря на кризис, 7-летняя девочка чаще всего — прилежная, которая отличается усидчивостью, аккуратностью и сосредоточенностью. Но все внутренние противоречия, которые она умело маскирует в детском саду или школе при воспитателе (учителе), прорываются наружу либо в общении с одногруппницами (одноклассницами), либо дома. Девочки, общаясь между собой, много обманывают друг другу, конкурируют во внешности. Часто конфликтуют с мальчиками. Родителям дома нередко закатывают истерики: хочу надеть это платье, купите мне косметику и т. д.
Взрослые должны направить творческое начало девочек в нужное русло: поддерживать успехи в детском саду (учебе), хвалить за положительные качества, записать в кружки (рукоделия, танцев, пения).
Проблемы с мальчиками
Семилетнему мальчику самое главное — демонстрация всему миру себя и соперничество. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими мальчиками, чтобы самоутвердиться. Ему интересно оружие, компьютерные игры, техника, спорт — все, кроме учебы. Эмоциональный фон крайне не стабилен в силу именно гендерных особенностей. Не умеет держать чувства в себе. Трудно приучается к монотонной работе. Авторитетом часто становится ребенок старшего возраста не с самой хорошей репутацией.
Чтобы помочь мальчикам преодолеть кризис 7 лет, нужно по максимуму заинтересовать учебой, разнообразить его будни, позволять выплескивать скопившиеся чувства. Помогут усмирить «бурю» спортивные секции.
Как вести себя: советы психолога
Итак, кризис 7 лет наступил, и с этим надо что-то делать. Однозначно нельзя
пускать эту ситуацию на самотек, думая, что все само закончится без последствий. Психологи дают четкие рекомендации, что делать родителям и
учителям в этот непростой период, как пережить его самим и ребенку без психотравм и ярко выраженных конфликтов:
1. Требования и приказы заменить просьбами.
2. Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером.
3. Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр.
4. Уважать решения ребенка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы.
5. Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он
будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание).
6. Уделять достаточно времени и внимания, помогать с домашними заданиями.
7. Вместе с ним соблюдать режим дня.
8. Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
9. Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности.
10 «нельзя»: памятка для родителей
1. Не повышать голос.
2. Не критиковать воспитателя (учителя) и других взрослых в присутствии ребенка.
3. Не нарушать тех правил, которые он должен соблюдать.
4. Не тащить сразу в больницу или на прием к психотерапевту.
5. Не относиться к нему как к маленькому. Понять и принять первый этап настоящего взросления.
6. Не паниковать, не обвинять себя в неправильном воспитании.
7. Не наказывать физически.
8. Не ограничивать в общении со сверстниками.
9. Не сравнивать с другими, не критиковать, а мягко (и только наедине!) указывать на ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...