«Развитие памяти и внимания у детей»
консультация (старшая группа)
Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.
Данная консультация поможет родителям в развитии внимания и памяти у детей 5-6 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati_i_vnimaniya_konsultatsiya.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«Развитие памяти и внимания у детей»
Подготовила: воспитатель
Игонина Татьяна Алексеевна
Саранск, 2023
Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.
Данная консультация поможет родителям в развитии внимания и памяти у детей 5-6 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.
Для начала необходимо определиться с понятиями внимание и концентрация внимания. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.
К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.
Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:
• Сравни картинки и найди отличия
• Найди пары предметов
• Найди лишний предмет в ряду
• Соотнеси предмет и тень
• Раскрась по цифрам
• Шахматы
Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.
• Повтори ритм
Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
• Соблюдай правила
Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.
Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.
• Три задания
Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:
1. Подпрыгни два раза
2. Назови какой-нибудь цветок
3. Подойти к деревянному предмету
Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:
1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
2. Назови дикое животное
3. Дотронься до предмета на букву К
Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.
• Разучи стихотворение
Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.
• Опиши игрушку
В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.
• Какой игрушки не хватает?
Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос: какой игрушки не хватает?
• Разрезные картинки
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
• Запомни слова и воспроизведи
Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
• Продолжай
Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова
Надеемся, что наши советы помогут Вам весело, интересно и с пользой проводить время с Вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие памяти и внимания у детей 5–6 лет»
Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить. Данная статья призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей ...
Статья "Развитие памяти и внимания у детей 5-6 лет"
Данная статья освещает особенности развития памяти и внимания детей 5-6 лет, а так же включает в себя практические игры и игровые упражнения , направленные на решение данной проблемы....
Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...
презентация "особенности развития памяти и внимания у детей"
особенности развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста...
Развитие памяти и внимания у детей 6 лет
Чтобы во время учебы к школе малыш не сильно утомлялся от потока получаемых знаний, в 6 лет важно развивать внимание и память. В 6 лет ребенок уже может усваивать значительный объем знаний, ведь в это...
Игры на развитие памяти и внимания для детей 4-5 лет.
Игры на развитие памяти и внимания для детей 4-5 лет....