Развитие мелкой моторики
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения».
Подготовил воспитатель:
Юрина Т.И.
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Ранний возраст- это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Эти навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.
Работая с детьми 3-4 лет, сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, речи. У таких детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Например, когда нужно садиться есть, одеваться на прогулку или мастерить что-то своими руками, ребенок, который привык, что за него все делают взрослые, начинает капризничать, у него ухудшается настроение. Учителя также отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма из-за недостаточного развития мелкой моторики.
Как помочь ребенку преодолеть эти трудности?
Выдающийся педагог В .А .Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные работы успешно использовала в своей работе с детьми итальянский педагог всемирно известной методики Мария Монтессори.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.
Работа по развитию мелкой моторики.
Очень важной работой по развитию «ручной умелости» являются пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковыми играми и упражнениями?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Например пальчиковая игра: «Лады-лады» создает у детей положительное отношение к процессу умывания.
«Лады-лады».
- Ой, лады, лады, лады,
(Показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз)
Не боимся мы воды,
(Хлопнуть в ладошки и потереть ладошкой о ладошку)
Чисто умываемся,
(Совершать плавные круговые движения руками около лица)
Друг другу улыбаемся.
(Руки широко развести и улыбнуться).
«Стол».
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука в кулачок, сверху на кулачок опустить ладошку).
«Стул».
Ножки, спинка и сиденье-
Вот вам стул на удивленье.
(Левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части кулачок).
Эти рифмованные строки и показ ручками помогают детям быстрее освоить действия с предметами и решить поставленную задачу.
Значительное место в процессе сенсорного обучения и развития мелкой моторики рук занимают дидактические игры.
Дидактическая игра:
«Наряди елочку» помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, закрепляет знания о цвете, форме, величине. Для этой дидактической игры используют елочку, изготовленные из фетра и геометрические фигуры разных цветов и форм.
«Книжка » (пуговицы, крючки, кнопки, шнуровки) также помогает в развитии мелкой моторики рук. Дети учатся застегивать пуговицы, шнуровать обувь, застегивать и расстегивать крючки и кнопки.
«Открой замок» также для развития мелкой моторики рук, позволяет выявить у детей знание основных цветов,учит чередовать фигуры по форме, координирует движения рук. С помощью готовых фигур дети открывают замки, если фигура поставлена не правильно, то замок не откроется и фигура не встанет на место.
«Палочки» развивает усидчивость , развивает воображение , образное и логическое мышление.
Всем известно, что дети любят различные театрализованные представления. Театр перчаток приносит детям большое удовольствие, ведь они могут не только рассказать стихотворения, но и изобразить действия или сюжет с помощью перчаточной куклы. Инсценируем с ребятами потешки, сказки ,что развивает память и речь дошкольников.
Благоприятное воздействие на сенсорное развитие и совершенствование ловкости пальцев оказывают также игры с предметами: мозаики, пирамидки, шнуровки, бусы, пазлы. Также на развитие мелкой моторики оказывает большое влияние лепка из теста, пластилина, конструирование, рисование пальчиками. И это все мы тоже внедряем в свою работу. Остановимся на некоторых видах деятельности.
«Шнуровка».
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсомоторную координацию, совершенствовать координацию движений и гибкость рук.
Собирание пазлов и мозаик.
Цели: развитие мелкой моторики, развитие воображения, образного и логического мышления, обучение правильному восприятию между частью и целым.
Работа с бусами помогут скоординировать движение обеих рук.
При этом формируются сенсорные эталоны.
Также для развития мелкой моторики используют работу с пуговицами. Детям очень нравится расстегивать и застегивать пуговки. Видя, что у некоторых детей, не получается застегнуть или расстегнуть пуговицы, а это в основном дети, которые плохо разговаривают, из пуговиц составляют различные узоры.
Цветок из фетра. Лепестки разных цветов. Кто быстрее пристегнет лепестки. Найти пуговицу такого же цвета как и лепесток. С помощью этой дидактической игры дети учатся застегивать пуговицы, развивала мелкую моторику, логическое мышление.
Дидактическая игра: «Застегни по цвету».
Цели: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...