Консультация "Проведение подвижных игр на прогулке"
консультация

Исатова Эльмира Рафаэлевна

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_master_klass.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день в первую и во вторую половину дня

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда дети занимаются музыкой и физкультурой, но в этом случае игры подбирают с менее активными действиями и проводят их не в начале, в середине прогулки. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки, учитывая различные игры:

малоподвижные;

игры средней активности;

игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха, от предшествующего проводимого занятия, от желания детей, от времени проведения прогулок.» и т. д.

Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры. Решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, но чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности, проявлении творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей.

В  группе раннего возраста особое внимание уделяется играм, требующим разной степени подвижности малышей. Такие забавы являются основной формой выполнения миссии образовательного процесса, заключающейся в:

обеспечении разностороннего развития детей (физического, эмоционально-волевого, духовного);

укреплении здоровья;

развитии навыка следовать правилам игры;

стимулировании желания играть с товарищами, взрослыми;

воспитании потребности быть частью коллектива.

Классификация подвижных игр

Разнообразие задач проведения этого типа забав обуславливает необходимость систематизации подвижных игр по видам, а именно:

на развитие умения бегать и прыгать (дошкольникам сложно координировать свои движения, в частности, двигаться в одном направлении);

на ориентирование в пространстве;

на развитие равновесия (к примеру, в забавах на ходьбу по ограниченной поверхности под ритмичные строки);

на укрепление мышц туловища, спины, позвоночника, свода стопы;

на подражание;

В играх на подражание дети не только пытаются повторить движения животных, взрослых, но и имитируют разные звуки

с мячом (в том числе и для формирования партнёрских отношений между детьми);

на освоение навыка лазания;

на развитие внимания..

Приёмы

Для успешного проведения подвижной игры используется комбинация трёх групп приёмов.

Словесные

Несмотря на то что в 1,5–5 года ещё не все дети разговаривают, воспитатель должен как можно больше внимания уделять именно словесному объяснению. Во-первых, дети обогащают словарный запас (пусть пока пассивный), во-вторых, взрослый представляется речевой моделью, побуждающей малышей на собственные речевые акты, в-третьих, воспитанники учатся выполнять словесные инструкции. Среди словесных приёмов особенно продуктивными являются два.

Объяснение.

 Единственно подходящий приём в течение первого полугодия, когда дети только вникают в новую роль воспитанников детского сада, получают первые представления о роли взрослого в новом коллективе, а также привыкают друг к другу.

Загадки. Их использование возможно со второго полугодия, когда дети накопят не только знания, но и словарный запас. При этом желательно подбирать загадки с договорками, чтобы ребятам было легче подбирать ответы под рифму и ритм строк. Например, перед игрой «Кот и воробушки» воспитатель загадывает загадки: «Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно, это – … (кот)» и «Эта птичка не шагает, Призывает: «Не робей!» Забияка самый главный — Серо-бурый … (воробей)».

Воспитательница держит зонт и что-то рассказывает детям

Загадки используются в качестве мотивационного приёма перед началом игры

Короткие сказки. Такие истории воспитатель обычно придумывает сам исходя из сюжета игры. Например, начало объяснения правил забавы «Солнышко и дождик», педагог предваряет так: «Давным-давно Солнышко и Дождик были очень дружны. Но как-то решили поиграть в игру, в которой Солнышко должно было светить и радовать, а Дождик грустить и капать. И так цветам и зверям понравилась эта игра, что с тех пор никак не могут Дождик и Солнышко поменяться местами. Вот и получается, что Солнышко нас греет, а Дождик мочит».

Наглядные

Зрительное восприятие для детей, почти не владеющих речью, является необходимым средством для понимания поставленной задачи. Для подвижных игр используются:

картинки (изображающие героев игры — кошек, собачек и др., играющих детей);

игрушки, от лица которых забава проводится;

демонстрация (участие педагога во всех забавах — обязательное условие игровой деятельности в первой младшей группе, поэтому воспитатель сначала показывает действия всех участников сам, а затем уже ребята их повторяют).

Воспитатель в шапочке курочки сидит на корточках с детьми-цыплятами

Воспитатель показывает все роли и оставляет за собой миссию водящего

Практические

К этой группе приёмов относятся собственно игровые действия, которые малыши выполняют вместе со взрослым.

Это интересно. Для развития самостоятельности с каждым последующим повтором игры воспитатель оставляет за собой всё меньше игровых действий. Так, если первые несколько раз взрослый берёт на себя функции ведущего, то при повторах забавы эта роль переходит к детям.

Правила организации и проведения

Подвижные игры проводятся каждый день.

В первой младшей группе игра не должна длиться дольше 6–8 минут.

В один приём проводится 1–2 подвижные игры, причём одна, требующая более активных движений (например, с бегом), а вторая менее (с ориентированием в пространстве).

При проведении забав в помещении, комнату необходимо проветрить, провести влажную уборку.

Игры проводятся со всеми детьми вместе или в малых группах, чтобы каждый малыш смог поучаствовать.

На прогулке подвижные забавы организуются сразу после выхода.

Нельзя настаивать на участии малыша в игре, если он не хочет. При этом необходимо выяснить причину отказа (возможно, малыш стесняется ошибиться или боится упасть, ушибиться, в этом случае помогут терапевтические сказки по теме, подходящие по проблеме мультфильмы).

Если в первой половине дня есть занятия физкультурой (, музыкой), то на улице проводится более спокойная игра, а после сна организуются забавы разной подвижности.

В процессе игры педагог оказывает помощь каждому малышу (помогает ловить мяч, крутить обруч). При этом сам остаётся на позиции руководителя, направляющего и показывающего малышам, как нужно играть.

Для сюжета забавы подбираются хорошо знакомые детям персонажи: зайчики, коты, птички. Важно, чтобы персонаж был представлен наглядно: картинкой, игрушкой.

В играх применяются только простые задания: позвонить в колокольчик, догнать мячик, принести кегли и пр.

В сюжет забав включаются не только новые, но и хорошо отработанные упражнения. Например, осваивая движение паровозиком в игре «Поезд», малыши выходят из «вагончиков» и гуляют по «полянке», а затем переходят через «мостик», то есть выполняют хорошо знакомое движение на равновесие.

Перед проведением игры малышей нужно познакомить с правилами, выделяя те сигналы, по которым детям придётся менять характер движения (например, услышав звон колокольчика, присесть, или на хлопок в ладоши ведущего остановиться). А также продемонстрировать атрибуты, которые потребуются для игры (мяч, игрушка, хула-хуп).

Воспитательница и дети в группе размахивают лентами на ходу

Помогать ребятам в процессе игры (подсказывать движения, показывать их исходные места и пр.), используя мимику, жесты и разные интонации в голосе.

При организации игры педагогу необходимо тщательно продумать все необходимые материалы, наметить места под «домики», «гнёздышки» и пр.

Одна и та же игра повторяется 2–3 дня подряд, затем разучивается новая, после чего нужно снова вернуться к предыдущим. При этом необходимо учитывать подвижность каждого ребёнка, то есть вовремя остановить одного или поменять роль другому. Важно только не идти вразрез с особенностями темперамента. Например, меланхолика не стоит заставлять бегать, даже если он ещё не выполнял эту роль, а вот холерику быстро наскучит только ловить мяч — такому непоседе нужно и побегать.

Важно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись. Так, бледность, красные лица, чрезмерная потливость, рассеянное внимание — признаки того, что игру нужно прекратить.

Педагог должен следить за тем, чтобы дети не переутомлялись в процессе игры

Педагог должен быть в меру эмоционален, весел, активен и доброжелателен — эти проявления привлекают ребят в игру.

Дошкольный возраст — это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.

Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания.

Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подвижные игры на прогулке"

Презентация для педсовета по теме "Подвижные игры на прогулке"Значение, классификация и характеристики подвижных игр для детей разных возрастных групп....

Мастер - класс "Организация мордовских народных подвижных игр на прогулке" 2-я младшая группа

Мастер - класс "Организация мордовских народных подвижных игр на прогулке" 2-я младшая группа...

Конспект подвижной игры на прогулке «Зимняя прогулка»

Подвижные игры на прогулке - одно из основных средств физического воспитания детей. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельн...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...