Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Тимошина Оксана Юрьевна

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, так как по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают новые отношения «ученик — учитель». тОни требуют от перво-классника принятия роли ученика, то есть умения слушать и выполнять указания учителя.

3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальней-шего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.

Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, психологическую и социальную готовность. ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:

- свой адрес и название города, в котором он живет;

- название страны и ее столицы;

- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

- времена года, их последовательность и основные признаки;

- названия месяцев, дней недели;

- основные виды деревьев и цветов.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Психологическая готовность  ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.

1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, к своим результатам. Иметь адекватную самооценку.

2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.

5. Научить ребенка общаться со сверстниками.

Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов: научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года.

• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произношения и грамотностью речи.

• научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов. Познакомьте с изображением цифр.

• развивайте мелкую моторику рук ребенка, с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц.

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать иразличать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

Советы для родителей будущих первоклассников:

1. Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт

общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми. Давайте малышу

возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может

происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

2. Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, проехаться в общественном транспорте.

3. Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или — детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку.

Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

4. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

5. В школе малыш может попасть в ситуацию сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

6. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание.

Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

7. Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

8. Давайте ребенку чаще альбом для рисования, пластилин. Пусть творит, тренируя тем самым мелкие мышцы кисти и улучшая координацию движений пальцев. С этой же целью можно обучить ребенка вышиванию, вязанием крючком.

9. С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например,

научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради

или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

10. Если будущий ученик будет время от времени учить стихи наизусть, его память, станет намного лучше. Просите ребенка рассказывать стихи родственникам, знакомым, соседям. Тем самым вы поможете сформировать у ребенка навык выступать перед аудиторией, который потом ему очень пригодится на уроке.

Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу –важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно, готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.

Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.

Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.

Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.

Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр. И помните: самое главное — верить, что у сына или дочки все сложится хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГАРОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ...

Рекомендации психолога родителям будущего первоклассника

Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и ег...

Рекомендации педагога-психолога родителям будущего первоклассника.

В памятке раскрываются основные правила для родителей выпускников, придерживаясь которых их ребенок с радостью пойдет в первый класс и будет подготовлен к обучению в школе....

Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно зн...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

Многие родители заранее переживают , как их ребенок пойдет в первый класс, с какими трудностями столкнется. Предложенные рекомендации помогут родителям найти ответы на многие вопросы, связанные с школ...

Рекомендации психолога родителям будущего первоклассника.

Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи....