Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_dou.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Адаптация ребёнка к детскому саду»
Возраст с 2 до 3 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. И для того, чтобы как можно меньше травмировать ребенка, нужна совместная работа родителей с воспитателем и специалистами.
Что такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Различают три степени тяжести адаптации:
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по- разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности проблем и судят об успешности адаптационного процесса.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей дошкольного возраста.
- Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении смотрит в глаза педагогам;
- способен озвучить просьбу о помощи;
- первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
2.Привыкание средней тяжести
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка.
3.Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
На негативное течение адаптации влияет несколько факторов:
-малыш редко находится на детских площадках и не общался в другими детьми.
-дома не соблюдался режим. Важен режим дня дома, как в ДОУ.
-не развиты начальные навыки самообслуживания.( не умеет сам садиться на горшок, кушать, играть)
-сильная привязанность к родителям.
- с ребенком ранее не обсуждалось, что он пойдет в детский сад, и что он там будет делать.
- отсутствие коммуникативных навыков тоже может повлиять на течение адаптации. т.к. ребенок не может объяснить или показать то, что его беспокоит.
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режим. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Вы знаете режим нашего садика, поэтому постепенно вводите его дома. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.
Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его психику.
В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу. Страх, гнев. Ребенок переживает: «Как я без мамы?» Не бросили ли меня?» Детям кажется, если мама ушла, то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом. Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности ребенка ограниченны, и, если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить его внимание на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
1.Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время. Спать днем, гулять. Расширить круг общения ребенка.
2.Начать подготовку на 1-2 месяца к посещению ДОУ- тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придется менять поведенческую модель, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Предупреждать заранее о предстоящей временной разлук- чтобы потом это не стало шокирующей новостью для ребенка.
3. Постоянно говорить ребенку, что его любят и дорожат им. При этом важно , чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями),
4.Создать у ребенка положительные ожидания. Рассказать, что детский сад- это место, куда дети приходят играть, там он найдет много новых игрушек и товарищей по играм.
5. Стараться не нервничать перед посещением детского сада.Тревога родителей легко считывается детьми. Вы отдаете ребенка в детский сад из лучших побуждений, настраивайте себя на то, что ему там будет хорошо.
6.Не растягивайте прощание. Можно придумать свою традицию( например, воздушный поцелуй, объятия ).Еще одно правило- когда уходите и оставляете ребенка в саду, делайте это быстро и легко .
Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному. У каждого свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать с другими детьми.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Об окончании периода адаптации говорит бодрое, веселое, спокойное настроение в момент расставания и встречи с родителями, адекватное отношение к предложениям взрослых, умение не конфликтовать, а общаться со сверстниками, желание есть самостоятельно, доедать до конца положенную норму, спокойный дневной сон, ночной сон без пробуждения до утра.
Если малыш с радостью говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и много неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился! И вот теперь уже можно подумать о своих делах и своих интересах, дорогие родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Как адаптировать ребенка к детскому саду"
Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Как адаптировать ребенка к детскому саду"...
Консультация:" Как помочь ребенку в детском саду"
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего ...
Консультация "Как подготовить ребенка к детскому саду"
Консультация создана для родителей...
Консультация "Как подготовить ребенка к детскому саду"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Ребенок в детском саду"
Что надо знать родителям, отправляя ребенка в детский сад...
Консультация "Плохое поведение ребенка после детского сада".
Советы детского психолога....
Консультация "Преимущества пребывания ребенка в детском саду"
Консультация для родителей "Преимущества пребывания ребенка в детском саду"...