Развитие речи детей раннего возраста приемом «голосоведения»
статья (младшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Статья для родителей по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста приемом «голосоведения»

Все понимают, что речь ребёнка развивается лучше, когда с ним много разговаривают и не просто разговаривают, а общаются. И слова должны быть обращены именно к ребёнку, а у малыша должна быть возможность в доступной форме откликнуться на неё. По мнению М.А.Поляковой: «Для некоторых детей это достаточно. Но сейчас много ребят, которые нуждаются в специальном стимулировании речевого развития. Без этого дети начинают говорить с опозданием, у них выявляется задержка речевого развития. При нормальном развитии первые слова у детей появляются до года, а в три года складывается развитая фразовая речь. Более позднее становление речи может привести к отставанию в интеллектуальном развитии».

Слово – это инструмент нашего мышления. Заранее предугадать, насколько благополучно будет формироваться речь ребёнка невозможно. Поэтому считаем, что развивать речь детей нужно с самого рождения. И  для воспитателя детей раннего возраста важным видится тот факт, что общение с ребёнком строить нужно, стимулируя его мышление. Эмоционально личностное общение с конкретно взятым малышом, с неожиданным изменением интонации в голосе, что и предусматривает приём «голосоведение». Комплексный подход к развитию речи малыша стимулирует быстрое освоение ребёнком понятийного аппарата. Лексическое значение слова, правильное соотнесение ребёнком слова с предметом или явлением, его обозначающим – залог успешного понимания ребёнком раннего возраста не просто содержания произносимого взрослым слова к нему, но и ребёнок быстрее будет улавливать смысл обращённых к нему предложений и фраз, качественно будет развиваться умение слышать звуковую сторону слова.

Взрослые часто не придают значения тому, что ребёнок долго не разговаривает (подрастёт!), ребёнок не сразу выполняет поручение, просьбу (только после двух- или трёхразового повторения взрослым). Ребёнок неопределённо реагирует (или не реагирует) на эмоционально сказанное слово, то есть не выдаёт своего отношения к сказанному через свою эмоцию, либо безразличен к тому, как взрослый разговаривает с ним и т.д. Педагогическое наблюдение и опыт работы с детьми дошкольного и раннего возраста выявляют закономерность. А именно, что если дети раннего возраста долго не разговаривают, молчат до 2 – 3 лет, особенно мальчики, потом в разной степени качества дети начинают говорить, но…

Вот тут и замечается закономерность, эмоции таких детей очень не выразительны, точнее они не могут их проявить ярко, чтобы сопроводить в речи свою мысль. Они мыслят про себя, им лучше сделать, чем высказаться (интроверты). И тут вспоминаются сочинения В.Гумбольта, который рассказал об источнике развития душевных сил человека – языковом творчестве, побуждающем речевое сознание человека: «В изначально свободном потоке речи и пения язык складывался в меру воодушевления, свободы и мощи совокупно действующих духовных сил. Это воодушевление должно было охватывать всех индивидов сразу, каждый здесь нуждался в поддержке других – ведь всякое вдохновение разгорается только в опоре на уверенность, что тебя понимают и чувствуют».

Дети если чувствуют, что их любят и понимают, то это для них сигнал, что они в безопасности. Правильное формирование речи может предупредить у ребёнка появление психологических комплексов. У взрослого и ребёнка возникает нить доверия в общении. Если взрослый не стереотипен в произношении слов и фраз, предложений, а наоборот, взрослый интонационно выразителен, у него предрасположенность к языкотворчеству. Взрослый в общении с малышом проявляет например, яркость и наглядность представлений, глубину проникновения в суть понятия, способность сразу ухватить в нём самый характерный признак, живость и творческая сила воображения, влечение к правильно понятой гармонии и ритму в звуках, что в свою очередь связано с подвижностью и гибкостью голосовых органов, а также с остротой и тонкостью слуха, то и малыш перенимает этот опыт у взрослого. Ребёнок практикуется в игре, в общении со сверстниками, со взрослым и его психологическое здоровье в порядке. Дети в общении учатся понимать друг друга и эмпанировать. Отсюда большое требование к речи педагога!

Инна Панченко-Миль пишет: «Язык есть орган, образующий мысль. Язык – не просто внешнее средство общения людей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения. Как мысль завладевает всей душой, так и звук своей внезапной силой потрясает всего человека».

Сегодня педагоги не предают значение развитию приёмов, методов, средств для стимулирования речевого развития у детей раннего возраста. Приём «голосоведение», а именно живое воздействие на чувства детей посредством интонации голоса педагога, ритмическим музыкальным речитативом произношения фраз, обращённые к ребёнку, пение колыбельных песен и пение потешек и много фишек, которые мы используем в работе с детьми и всё для того, что бы заинтересовать малыша быстрее выскажись, заговори и я тебя услышу – формирует у ребёнка желание говорить.

Ухо ребёнка воспринимает мир таким, какие звуки он слышит вокруг себя. Благодаря ритмической и музыкальной форме, присущей звуку в его сочетаниях, язык усиливает наши впечатления от красоты природы, ещё и независимо от этих впечатлений воздействуя со своей стороны одной лишь мелодией речи на нашу душевную настроенность.

Мы об этом говорим  родителям воспитанников, показываем, рассказываем, но взрослому не хватает самоконтроля над градусом эмоциональности своей речи. Отсюда в общении люди часто не понимают друг друга. И это тоже перенимают дети у взрослых. Ведь часто дети не понимают своих родителей, потому что у детей западает развитие понятийного аппарата, знание лексического значения слова и соответственно, ребёнок не имеет возможности верно это слово использовать. Дети в игре часто понимают друг друга без слов, а с возрастом это умение исчезает, а привычка не говорить, недоговаривать остаётся. Так и возрастает градус агрессии в поведении, потому что не желание проявить терпение и высказать свою точку зрения, ребёнок предпочитает стукнуть, укусить и т.д. Но необходимо ребёнка учить слушать абонента. Ну, что греха таить, педагоги сегодня тоже не всегда могут услышать точку зрения другого. Но что хорошо умеют делать педагоги – это выслушать ребёнка и услышать его.

Собственная осмысленная речь ребёнка начинается с жеста. Затем к жестам добавляются слова. Для ребёнка очень важно общение с людьми, даже если он сам и не говорит ещё. Речь развивается лишь в общении с настоящим живым собеседником или же с «настоящей, живой» игрушкой. Но сейчас родители чаще дают ребёнку в руки телефон или включают телевизор, не подозревая, какую  ошибку они совершают. Ребёнок в сенситивный период развития речи больше молчит и не практикуется в речи, а ранний возраст детей с отсутствием речи либо пропускается логопедами и педагогами, либо в работе с такими детьми применяют методы, не соответствующие периоду их онтогенетического созревания.

Проблем много, но ясно одно-необходимо заниматься стимулированием речевого развития у детей раннего возраста, потому что это есть ещё и профилактика будущей агрессии у детей и формирование у них психологического, здорового фона дальнейшего их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

игры и игровые приемы ,направленные на развитие речи детей раннего возраста.

собрана небольшая картотека игр и игровых приемов,направленные на развитие речи детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»"Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста&quo...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...