Консультация учителя-дефектолога для родителей "Особенный ребенок - особый подход"
консультация (средняя группа)

Камалова Анастасия Алексеевна

Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_osobennyy_rebenok_-_osobyy_podhod.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенный ребенок – особый подход»

Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка.

Ваш ребенок не похож на своих сверстников: его общее развитие отстает от так называемых норм, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок».

Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психофизического развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много.

Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит проявлять беспокойство. Бить тревогу надо, когда наблюдается комплекс признаков  отклонений от нормы развития.

Определимся, что такое отставание в умственном развитии?

В первую очередь, развитие детей с нарушениями в развитии идет на фоне достаточно явных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это очень влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность, есть недоразвитие познавательных  интересов.

В первую очередь, родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.

Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить диагностику.

Диагностика психофизического развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же у ребенка проявляются явные отставания от нормы – необходимы коррекционные занятия со специалистами. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно, и есть шанс развить когнитивные функции и психоэмоциональную сферу ребенка.

Конечно, развитие детей с отставанием в развитии -  ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, побуждать пользоваться навыками на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, показывать.

Все родители особенных» детей проходят долгий путь от мысли о том, что их ребенок не похож на других детей, до осознания факта, что их ребенок «особенный», и к нему нужен особый подход во всем.

Рекомендации родителям:

  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети с особенностями в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет, и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Подготовила: учитель-дефектолог

Камалова А. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особый ребенок- особый подход!

Особенные дети всегда требуют особенного подхода. И обучение особых детей – не исключение. Нет никаких сомнений: детям с особенностями в развитии необходимо не только повышенное внимание со стор...

Особый ребенок - особый подход

Особый ребенок - особый подход...

Консультация учителя-дефектолога для родителей Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка

Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка...

Консультация учителя-дефектолога родителей ребенка с ОВЗ,

В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, к...

Консультация учителя-дефектолога для родителей "5 путей к сердцу ребенка"

Иногда наши дети говорят на языке, который нам понять нелегко. Однако и они не всегда понимают нас, взрослых, потому, что, разговаривая с ними, мы часто не можем ясно выразить свои мысли. Но что еще х...

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Влияние цвета на психику ребенка"

    С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он...