Консультация для родителей на тему "Речевое развитие детей 2-3 лет"
презентация
В наше время нормы развития речи ребенка носят условный характер. специалисты утверждают, что именно в речевом развитии чаще всего бывают отклонения. Сегодня мы поговрим о том, какой должна быть речь ребенка 2-3 лет в норме, о задержке речевого развития и дадим рекомендации по развитию данного психологического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevoe_razvitie_detey_2-3_let.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – это исторически сложившаяся в процессе деятельности форма общения, опосредованная языком; - с помощью речи, человек познает окружающий мир, передает свой опыт и знания другим людям, обрабатывает для передачи их следующим поколениям: Речь бывает двух видов: устная и письменная.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Ее появление зависит от множества факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно хорошо развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Однако и этого еще не достаточно. Важно , чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью, как способом общения со взрослыми и сверстниками.
У большинства детей, поступающих в дошкольное учреждение, выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы: • дети, у которых речь совсем отсутствует; • дети, которые говорят отдельными словами; • дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками. И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.
К 2 годам ребенок может говорить не менее 50 – 70 слов (в идеале словарный запас составляет от 100 до 300 слов ). Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами задержки речевого развития, имеющими: либо биологический фактор (токсикозы, угрозы выкидыша, родовые травмы, кислородное голодание плода, искусственное вскармливание, черепно-мозговые травмы, судороги при высокой температуре до года) либо социальный фактор (дефицит внимания и общения со стороны родителей).
Особенное внимание следует уделить воздействию социальных факторов . Коммуникативная депривация - недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с близкими людьми. Дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии. Уровень развития речи влияет: на интеллектуальное развитие ребенка на формирование личности и характера ребенка.
Уровни задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет I уровень – «отсутствие речевого общения» Наличие отдельных звукосочетаний и звукоподражаний, недостатки произношения простых звуков, недостатки познавательного развития, внимание неустойчивое, память развита слабо, уровень мышления соответствует нижней границе возрастной нормы, общая и мелкая моторика развиты слабо. II уровень – «общение с помощью отдельных слов» Объем пассивного словаря ребенка соответствует возрасту, в активном словаре имеются грубые ошибки в словообразовании и словоизменении, предложения состоят из двух слов, познавательное развитие практически не отличается от нормы, внимание устойчивое, память ситуативная, уровень мышления соответствует возрасту , общая и мелкая моторика развиты хорошо.
2 года — это критический период в речевом развитии ребенка. Сензитивный период - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций. От того, как в сензитивный период организуется речевое воздействие на ребенка, зависит его речевая и познавательная деятельность.
3вукопроизношение Словарный запас Возраст детей 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет Звуки А, о, у , и, п, б, м ы, э, ф, в, т, д, н, г, к, х, й С, ц, з ш, ж, ч, щ Р, л
Время появления в норме Показатели речевого развития к 3 годам Называет предметы, изображенные на картинках Знать названия транспортных средств ( машина, автобус ), частей автомобиля ( кабина, кузов, колёса, руль ), растений ( дерево, трава, цветы ), фруктов ( яблоко, груша, банан ), овощей ( морковь, помидор, огурец ), домашних животных ( кошка, собака, курица ) и их детёнышей. к 3 годам 800-1300 слов. К 3 годам Знать свои имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей к 3 годам Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи ( игрушки, одежда, овощи, фрукты ) к 3 годам Знает и р азличает части суток ( день, ночь )
Грамматический строй Время появления в норме Показатели речевого развития с 2 лет 1 мес. Активно пользуется предложно-падежными конструкциями ( Иду гулять, дай игрушку ) 2 года 3 мес. Употребляет местоимение "Я" С 2 лет 6 мес. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные к 3 годам Различение и употребление единственного и множественного числа имён существительных ( при рассматривании картины ребёнок самостоятельно отвечает на вопросы или показывает предметы )
Время появления в норме Показатели речевого развития к 3 годам Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака. к 3 годам Использует в речи предлоги (в, на) к 3 годам Повторяет за взрослым двустишие, строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные, предложения («Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять» ). к 3 годам Задает вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?»
Тревожные признаки: Не называет полностью имя и фамилию; Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?» ; Много использует слов, значения которых понятно только ребенку ( тарабарщина ); Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса; Не использует больше одного слова за один раз; Указывает на предмет, раньше, чем называют его; Не может назвать каждый предмет на картинке.
Игры и упражнения по развитию речи формируют : фонетико-фонематическую базу; развивают фразовую и связную речь, речевую моторику; способствуют сенсорному развитию; активизируют развитие высших психических функций, познавательную деятельность; формируют процесс социальной адаптации у детей, учат играть с игрушками и сверстниками. И гры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Но главное условие - это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Виды игр по развитию речи разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.); игры-занятия с предметами и сюжетными картинками; рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми; рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям; разгадывание загадок; игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Упражнения для развития мышц губ и щек : « Улыбнись маме » « Поцелуй маму » - Попросите малыша поцеловать вас в щечку , после того , как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке . Упражнение и приятное , и полезное ! Упражнение для щёк «Воздушный шарик» Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся пузырь, надувайся, большой!» Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого! Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.
Игры с различными предметами и материалами. «Яичко» (катаем орех или любой шарик между ладошками) Маленькая птичка принесла яичко, Мы с яичком поиграем, Мы яичко покатаем, Покатаем, не съедим, его птичке отдадим "Медведь" (с предметом) (медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак) Лез медведь в свою берлогу, Все бока свои помял, Эй, скорее, на подмогу, Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек )
Дыхательные упражнения Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. Родитель следит , чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи . 1. «Подуем на снежинку». Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони. 2. «Бабочка летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку. 3. «Плывет, плывет кораблик». Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Игры – подражания с речевым сопровождением Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. «Птичий двор» Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!», Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!», Наши гуленьки вверху – «Гу-гу- гу !», «Гу-гу- гу !» Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!», А наш Петя-петушок рано-рано поутру Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» «Произношение гласных звуков» - А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу). - О-о-о (разболелся зуб, удивление). - У-у-у (гудит поезд, воет волк). -И-и-и (жеребенок ржет). Звуки произносятся на выдохе.
Логоритмические игры с самомассажем Во время игр с самомассажем взрослый читает стихотворение, сопровождая слова движениями, ребёнок повторяет. «Лягушата» Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись. Выгибают спинки, спинки – тростинки Ножками затопали, ручками захлопали, Постучим ладошкой по ручкам немножко, А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем. Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам, Хлопают ладошки нас уже по ножкам. Погладили ладошки и ручки и ножки. Лягушата скажут: «Ква! Хлопать весело, друзья!»
Пальчиковые игры Стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга. "Апельсин" Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Эта долька - для ежа. Эта долька - для стрижа. Эта долька - для утят. Эта долька - для котят. Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы) А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки) Он сердит на нас - беда; Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки) И др.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев , поэтому , развивая речь и стимулирую моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры , что активизирует речь . Игры с крупой . Возьмите яркий поднос . Тонким слоем рассыпьте любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе . Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий . Затем попробуйте вместе нарисовать рисунок . Крупу можно пересыпать , искать в ней предметы , пересыпать , сортировать , перекладывать , собирать , рисовать , делать аппликацию и многое другое .
Игры с пуговицами Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.
Игра «Угадай, что звучит?» Используются звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка. Дети учатся узнавать звучание барабана среди других инструментов . Игра «Угадай, что звучит?» в трех одинаковых бутылочках у взрослого горох, пуговицы, манная крупа. Он встряхивает поочередно каждой бутылочкой. Дети должны определить на слух, что в каждой бутылочке. Развитие мелкой моторики «Самые вкусные игры» – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает Игра «Делаем бусы» - Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макароны на шнурок. Игра «Моё творчество» - Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите ему, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, когда делаете уборку, готовите еду, собираетесь на прогулку, покупаете продукты и т.д. Каждый день читайте стихи, сказки, рассматривайте и обсуждайте картинки и больше играйте! Удачи вам и вашим детям!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...
Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...
Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".
Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...