Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
консультация (старшая группа)
К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_starshego_vozrasta.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями речи
К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля. Первым требованием к речи детей является ее содержательность. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда и рассказ будет хорош, полезен и самому и другим, когда он построен на знании фактов, наблюдениях.
Вторым требованием к речи является ее логичность, последовательность и четкость построения. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти два требования касаются структуры и содержания речи. Следующим требованием к речи является точность. Это умение говорящего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие по содержанию.
В речи важна выразительность - умение ярко, выразительно, сжато передать мысль при использовании интонации, выбором слов, общим настроением рассказа. Ясность речи - это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания, факты, т.е. информация, материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Дети с нарушением речи характеризуются тем, что у них имеются значительные отклонения от речевой нормы, но при этом сохранены зрение, слух, не нарушен интеллект.
Под общим недоразвитием речи понимают наличие у детей сложных речевых расстройств, при которых нарушается звуковая сторона речи и смысловая сторон.
К речевым расстройствам относят дислексию. Это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма. При этом сохранена общая способность к обучению. Дислексия включает в себя проблемы, возникающие в письменной речи: овладение навыком чтения, овладение навыком письма, проблемы с грамотностью, проблемы с овладением математикой, нарушение моторики и координации, проблемы, связанные с поддержанием внимания. Аграмматическую дислексию мы можем наблюдать на ступени формирования навыков чтения, когда ограниченный словарный запас и недостаточно развитые грамматические обобщения приводят к затруднению понимания прочитанного, т.к. этот процесс обуславливается языковым развитием и важно понимать не только значение отдельных слов, но и всего текста. При дислексии также наблюдается нарушение темпа речи, нарушение звукопроизношения, задержка появления речи, неточность в употреблении слов (недостаточность вербальной функции), нарушение грамматического строя устной речи, нарушение фонематического развития.
При сформированности звуковой стороны речи мы видим: правильное и четкое произношение всех звуков, сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка, быть готовым к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, выделять звуковые и смысловые различия между словами. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением. Базовым умением в этом возрасте является умение пользоваться развернутой фразовой речью и умение работать с предложением.
А.П. Воронова отмечает, что у дошкольников с общим недоразвитием речи с трудом дифференцируется нормальное и зеркальное написание букв, буквы сходные графически также не называются. Таким образом, многие дети оказываются неготовыми к овладению письмом.
Ощущение и восприятие у детей остается в пределах нормы. В то же время объем восприятия остается сниженным в результате низкого уровня работоспособности.
Внимание характеризуется некоторым рядом особенностей. Во-первых – оно неустойчиво, произвольное внимание находится на нижней границе. Вследствие этого возникают трудности в планировании своих действий, анализе условий и выработке способов решения поставленных задач.
Более сложно ребенку сосредоточиться на выполнении заданий по словесным инструкциям, чем зрительным. В связи с этим можно заметить, что у детей с ОНР ошибки внимания присутствуют в ходе всей работы и остаются незамеченными детьми, виды контроля за деятельностью не сформированы или присутствуют в значительном нарушении.
Память у детей с ОНР не отстает от нормы, в то же время она характеризуется неустойчивостью.
В ходе исследования детей данной категории было отмечен тот факт, что на результат мышления влияет недостаток знаний, сведений об окружающем мире и свойствах, и функциях предметов в действительности. Из этого возникает проблема в трудности установления причинно-следственных связей и нарушение самоорганизации, недостаточности эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Вследствие этого проявляется психофизическая расторможенность и отсутствие устойчивого интереса к заданию. Это может проявиться в том, что дети часто длительно не могут включиться в проблемную ситуацию, а если происходит быстрое включение, то эта проблема ими оценивается поверхностно без учета особенностей задания. Некоторые дети быстро теряют интерес к проблеме и не доводят дело до конца.
По мнению Глуховой В.П. у детей с общим недоразвитием речи уровень развития воображения отстает от нормально развивающихся детей. Отмечается использование штампов и однообразность при выполнении творческих заданий, а также низкий уровень пространственного копирования образов.
У детей с общим недоразвитием речи есть определенные трудности и отклонения в развитии. Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно-образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга. Не сформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления. В игровой деятельности характерна бедность сюжета, низкая речевая активность. При этом им свойственна крайняя возбудимость, причиной которой является неврологическая симптоматика. Поэтому если их не контролировать – они могут обрести неорганизованную форму; такие дети часто не могут занять себя каким-либо делом, т.к. у них недостаточно развит навык совместной деятельности. При выполнении общей работы, каждый стремится выполнить ее по-своему, не сотрудничая с партнером. Это говорит о низком уровне сформированности коммуникативных умений и об отсутствии навыков сотрудничества. В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности диагностики и коррекции музыкально – ритмического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Даны данные диагностического исследования музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями, представлена система коррекционной работы по данному направлению...
«Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
В данной статье рассказываеться о особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Представлен пл...
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
"ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития – совершенствования ориентировки ребенка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве...
Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...
Статья "Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере....