«Как развивать творческие способности детей»
консультация
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности детей» - разберемся как можно развить у ребенка творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 586.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как развивать творческие способности детей»
Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды?
В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и взрослых. Семья способна развить или разрушить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая разница, - считают они, когда ребенок начнет играть в кубики, держать карандаш и рисовать. Придет время – научиться всему».
В действительности это далеко не так. Малыши, научившись читать еще до школы, учатся значительно лучше других.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения, т.е. с очень раннего, по современным представлениям. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали созревание соответствующих отделов мозга. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с детства слышит музыку и очень рано пробует себя в этой области, дети, как, правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников – изобразительными, математиков – математическими и т. д. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность?
Именно в этом и состоит второе важное условие развития способностей.
Попытайтесь и вы создать в своей семье обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, материалы и инструменты, строительные материалы – кубики и кирпичики, измерительные приборы и развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач.
При этом сознательно предоставляйте детям большую свободу в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах работы. А сами старайтесь не упускать возможности поиграть или поделать что-то вместе с ребятишками, и, конечно, радуйтесь вместе с ними каждому шагу вперед, каждому успеху.
Третье условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добивается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или превосходящими по силе соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься – объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые, задачи, самостоятельно без предварительного обучения.
Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткие сроки ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще одно - четвертое важное условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов работы и т. д. здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот пятое, не маловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - подсказку.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу!
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша задача - помочь ребенку встать на этот путь.
Американский психолог Дж. Гоуэн дает такие рекомендации по развитию творческого потенциала у детей:
Создайте ребенку в его поисках уютную и безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка.
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
Давайте возможность ребенку побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности.
Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.
Находите слова поддержки для новых начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться на риск и интуицию, наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей на тему "Развивайте творческие способности детей".
Создание необходимых условий для развития детского творчества....

Развиваем творческие способности детей
Первые годы жизни – самые ценные для развития творческих способностей, поэтому так же, как и для развития речи, важно начинать как можно более рано.Знакомство с творчеством начинаем с рисования. Так м...
Конспект занятия "Развиваем творческие способности детей"
Развиваем творческие способности детей...

Консультация «Развиваем творческие способности детей»
Консультация «Развиваем творческие способности детей»...

Консультация для родителей старших дошкольников на тему : "Развиваем творческие способности детей через работу с бумагой"
В.Дегтева говорила : " Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир" . Данная консультация поможет родителям развить творческие способности детей через бумажное творчество....