Первый класс, или как подготовить ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать
заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а
далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях,
но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и
сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый класс, или как подготовить ребенка к школе
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать
заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а
далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях,
но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и
сверстниками.
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память,
внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества.
Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.
Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и
познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если
что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в
обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
∙ Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То
есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную
программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики
(пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно
держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать,
соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная
поза за столом, осанка и т. п.
∙ Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,
личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет
ниже);
— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и
обратно, до магазина и так далее;
— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть
любознателен;
— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и
взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком
должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен
понимать и признавать авторитет взрослых;
— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на
конструктивные замечания взрослых и сверстников;
— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая,
уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою
работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
— наличие интереса к учению и получению новых знаний;
— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого
требует учебная программа;
— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать
взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным
комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на
своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например,
называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит
домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами,
если птица – помахать руками.
2) Математика.
Цифры от 0 до 20.
Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 20 до 1.
Арифметические знаки: « », «-«, «=».
Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу,
над, под, за и т. п.
3) Память.
Запоминание 10-12 картинок.
Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а
компот…» и т. п.
Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги,
кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Складывать пазлы без помощи взрослого.
Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима
при письме и рисовании.
Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
Выполнять аппликации.
6) Речь.
Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,
солнечный зайчик, играть.
Понимать и объяснять смысл пословиц.
Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,
овощи, фрукты и так далее.
Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы,
дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы,
свой город, адрес, какие бывают профессии.
Тренируем руку ребенка.
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это
необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом.
Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы.
Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно
обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут
представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной
линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их
аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень
нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна
лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки.
Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить
книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме
этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки,
завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца,
пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны
определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети
подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил
заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши,
подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу,
затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит
внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к
результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый
этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так
продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен
чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в
трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда
ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым
вы сможете гордиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Первый класс, или как подготовить ребенка к школе"
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...
Консультация для родителей «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе».
В консультации рассказывается, как родителям подготовить ребенка к школе. От того, насколько семья сможет понять особенность нового статуса ребенка и оказать ему поддержку, во многом зависит усп...
Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.
Консультация для родителей подготовительной группы...
Первый класс или, как подготовить ребенка в школу.
Весна — время...
Памятка для родителей "Первый класс или как подготовить ребенка к школе"
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосред...
Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»
Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый....