Первый класс, или как подготовить ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)

Боровикова Елена Юрьевна

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать

заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а

далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях,

но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и

сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

                Первый класс, или как подготовить ребенка к школе

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать

заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а

далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях,

но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и

сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память,

внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества.

Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и

познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если

что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в

обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

∙ Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То

есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную

программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики

(пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно

держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать,

соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная

поза за столом, осанка и т. п.

∙ Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,

личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет

ниже);

— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и

обратно, до магазина и так далее;

— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть

любознателен;

— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и

взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком

должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен

понимать и признавать авторитет взрослых;

— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на

конструктивные замечания взрослых и сверстников;

— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая,

уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою

работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

— наличие интереса к учению и получению новых знаний;

— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого

требует учебная программа;

— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать

взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

 Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным

комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

 Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

 Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

 Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на

своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

 Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например,

называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит

домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами,

если птица – помахать руками.

2) Математика.

 Цифры от 0 до 20.

 Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 20 до 1.

 Арифметические знаки: « », «-«, «=».

 Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

 Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу,

над, под, за и т. п.

3) Память.

 Запоминание 10-12 картинок.

 Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

 Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

 Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а

компот…» и т. п.

 Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги,

кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

 Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

 Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

 Складывать пазлы без помощи взрослого.

 Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

 Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима

при письме и рисовании.

 Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

 Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

 Выполнять аппликации.

6) Речь.

 Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,

солнечный зайчик, играть.

 Понимать и объяснять смысл пословиц.

 Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

 Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

 Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

 Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,

овощи, фрукты и так далее.

 Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы,

дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы,

свой город, адрес, какие бывают профессии.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это

необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом.

Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы.

Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно

обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут

представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной

линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их

аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень

нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна

лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки.

Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить

книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме

этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки,

завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца,

пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны

определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети

подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил

заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши,

подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу,

затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит

внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к

результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый

этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так

продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен

чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в

трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда

ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым

вы сможете гордиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Первый класс, или как подготовить ребенка к школе"

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...

Консультация для родителей «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе».

В консультации рассказывается, как родителям подготовить ребенка к школе. От того, насколько семья сможет понять особенность нового статуса ребенка и оказать ему  поддержку, во многом зависит усп...

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Консультация для родителей подготовительной группы...

Первый класс или, как подготовить ребенка в школу.

                                                 Весна — время...

Памятка для родителей "Первый класс или как подготовить ребенка к школе"

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосред...

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....