"Патриотическое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа)
Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада - растить гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Завацкая Ольга Михайловна
МБДОУ Д/С №155
г. Иркутск
Патриотическое воспитание дошкольников
Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма.
Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада - растить гражданина.
С первых лет жизни мы прививаем любовь к близким людям. Но чтобы это чувство стало началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети увидели гражданское лицо своих родителей. Поэтому мы организуем встречи с родителями разных профессий, на которых дети воспринимают своих мам и пап как тружеников, вносящих вклад в общее дело. При этом чувство любви дополняется чувством гордости и уважения.
Такой вид работы помогает вывести ребенка из узкого личного мирка и показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, что важно для воспитания патриотических чувств.
Чувство Родины... Оно неразделимо от воспитания любви к родной природе. Начинаясь в семье, оно продолжается у порога детского сада, где буквально на каждом этапе пед-процесса мы приобщаем детей к миру природы, будь то наблюдение на прогулке, различные экскурсии или занятия по ознакомлению детей с природой.
Зачем нужно патриотическое воспитание?
Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Начиная знакомство со своей малой родиной, дети будут легче усваивать собственную принадлежность к России, как большой Родины. Быть гражданином России – великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя – очень почётно. Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа. Малая родина... Важно показать ребенку, что она славится своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на кото-
рой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые располо-
жены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширя-
ется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет при-
мер взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековчены в названиях улиц, переулков, в их честь воздвигнуты памятники, обелиски.
Важно для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного чело-
века и жизнью всех людей, через семью – судьбу общества, народа.
Организованная таким образом работа способствует правильному развитию
микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Воспитывая у детей любовь к своему городу (селу), необходимо подвести
их к пониманию, что их город (село) – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех(учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); вездесоблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, пе-
дагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенно-
стями детей, учитывая следующие принципы:
− «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка
данного возраста);
− непрерывность и преемственность педагогического процесса;
− дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
− рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
− деятельностный подход;
− развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Список литературы
1 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты за-
нятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008
2 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ Перспектива,
2009
3 Гербова В.В, Комарова Т.С. Воспитание и обучение детей в старшей
группе детского сада. – М.: Мозаики-Синтез, 2006
4 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриоти-
ческое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003,
2008
5 Петрова В.И, Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. –
М.: Мозаика-Синтез, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...