"Патриотическое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа)

Завацкая Ольга Михайловна

Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада - растить гражданина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Завацкая Ольга Михайловна

МБДОУ Д/С №155

г. Иркутск

Патриотическое воспитание дошкольников

Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма.
Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада - растить гражданина. 

С первых лет жизни мы прививаем любовь к близким людям. Но чтобы это чувство стало началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети увидели гражданское лицо своих родителей. Поэтому мы организуем встречи с родителями разных профессий, на которых дети воспринимают своих мам и пап как тружеников, вносящих вклад в общее дело. При этом чувство любви дополняется чувством гордости и уважения.
Такой вид работы помогает вывести ребенка из узкого личного мирка и показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, что важно для воспитания патриотических чувств.
Чувство Родины... Оно неразделимо от воспитания любви к родной природе. Начинаясь в семье, оно продолжается у порога детского сада, где буквально на каждом этапе пед-процесса мы приобщаем детей к миру природы, будь то наблюдение на прогулке, различные экскурсии или занятия по ознакомлению детей с природой.

Зачем нужно патриотическое воспитание?

Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Начиная знакомство со своей малой родиной, дети будут легче усваивать собственную принадлежность к России, как большой Родины. Быть гражданином России – великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя – очень почётно. Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые
были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа. Малая родина... Важно показать ребенку, что она славится своей историей,

традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на кото-

рой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые располо-

жены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширя-

ется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет при-

мер взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековчены в названиях улиц, переулков, в их честь воздвигнуты памятники, обелиски.

Важно для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников

показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного чело-

века и жизнью всех людей, через семью – судьбу общества, народа.

Организованная таким образом работа способствует правильному развитию

микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Воспитывая у детей любовь к своему городу (селу), необходимо подвести

их к пониманию, что их город (село) – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех(учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); вездесоблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, пе-

дагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенно-

стями детей, учитывая следующие принципы:

− «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка

данного возраста);

− непрерывность и преемственность педагогического процесса;

− дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

− рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту

баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

− деятельностный подход;

− развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Список литературы

1 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты за-

нятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008

2 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ Перспектива,

2009

3 Гербова В.В, Комарова Т.С. Воспитание и обучение детей в старшей

группе детского сада. – М.: Мозаики-Синтез, 2006

4 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриоти-

ческое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003,

2008

5 Петрова В.И, Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. –

М.: Мозаика-Синтез, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...