"Формирование пространственных представлений у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Жалмуханова Динара Аязбековна

Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений у дошкольников"

Формирование у ребенка зрительно - пространственных представлений начинается уже в раннем детстве. Важную роль в этом сложном процессе играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами, их ощупывание, манипулирование ими. Именно в процессе таких действий у ребенка постепенно складываются представления о форме и величине окружающих его предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2022g.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение

«Детский сад№125»

Консультация

(для родителей)

«Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Подготовила: Жалмуханова Д.А.

 

 

Формирование у ребенка зрительно - пространственных представлений начинается уже в раннем детстве. Важную роль в этом сложном процессе играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами, их ощупывание, манипулирование ими. Именно в процессе таких действий у ребенка постепенно складываются представления о форме и величине окружающих его предметов. Что позволяет ему отличать их друг от друга. Поэтому не следует ограничивать стремление ребенка подойти к предметам, прикоснуться к ним, попытаться манипулировать ими и пр.

Наряду с развитием ориентировки в окружающем пространстве у ребенка развивается и возможность ориентироваться в своем собственном теле: постепенно усваивается взаиморасположение отдельных частей тела и появляется возможность различения правой и левой его сторон.

После разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого» - «левого» и на окружающее пространство, на расположение предметов по отношению друг к другу (например: стол стоит справа от окна, ручка лежит слева от тетради и т.п.).

Большую         роль в овладении зрительно - пространственными представлениями играет усвоение ребенком соответствующих словесных обозначений, то есть названий различных пространственных признаков и пространственного расположения предметов (большой, маленький; больше, меньше; круглый, треугольный, квадратный; вверху, внизу, слева, справа и.т.п.). Знание приведенных слов помогает ребенку обобщить все эти признаки и как бы отделить их от конкретных предметов, что очень важно. В результате дети могут ответить на вопросы типа «Что бывает круглым, квадратным, большим, маленьким?» и т.п., а это свидетельствует о наличии у них именно представлений о пространстве.

У детей 4-5 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, движение и покой. Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий.

Пространство характеризуется протяженностью и объемом, которые выражаются высотой, шириной и длиной. Вводить детей в мир пространства лучше всего в процессе игры, изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе конструирования, например, забора, башни, дома, поезда дети быстрее и легче усваивают смысл таких слов, как «длинный - короткий», «высокий - низкий», «широкий - узкий». Постепенно они начинают понимать, что необходимо учитывать пространственные свойства предмета. Например, если машина большая, то для нее надо построить широкую дорогу, а маленькая пройдет и по узкой; если дома находятся далеко друг от друга, то нужно построить длинную дорогу, если близко - короткую. С детьми пятого года жизни можно организовать строительство дорог разной длины и обсудить, почему для сооружения длинных дорог требуется больше времени, чем для сооружения коротких, предложить сосчитать и сравнить количество кирпичей, которое потребовалось для сооружения длинной и короткой дорог.

Пространственное положение предметов определяется на основе фиксированной точки отсчета. Это сложная для детей задача. Для ее решения необходимо научить их понимать выражения типа «возьми ложку в правую руку, а хлеб в левую», «подними руку вверх, опусти вниз». Хорошо время от времени использовать песенки, потешки типа: «Вот они сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки. Вот так хорошо!» До 4 лет дети, как правило, не дают дифференцированную характеристику размеров предмета, ограничиваясь общим их определением: большой - маленький.

На пятом году жизни дети могут научиться определять направление движения и положение предмета по отношению к себе, а также выражать это словами.

Развитие пространственных представлений можно осуществлять и в ходе организованных игр - занятий и дидактических, подвижных игр, таких как «Что справа?, «Куда пойдешь и что найдешь?», «Где чей дом?», «Где спрятался зайка?», «Кто быстрее?» и т.д.

Пространство связано как с понятием последовательности, так и с понятием обратимости. Практическая ориентировка в последовательности и обратимости событий в пространстве позволяет развивать уже у маленьких детей предпосылки логического мышления. Последовательность событий можно показать детям, организуя с ними игры - драматизации на темы известных сказок.

С детьми пятого года жизни можно организовывать игры типа «Найди клубок», «Помоги мышке найти сыр», «Кто ближе».

Как обнаружено в исследованиях психологов, главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер.

Пространственное моделирование включает в себя использование заместителей, установление между ними отношений, соответствующих отношениям тех предметов и явлений, которые эти заместители обозначают.

Умение строить и применять пространственные модели дает возможность человеку в наглядной форме выделять скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решения разнообразных (в том числе творческих) задач. В самом деле, можно ли представить себе, например, шофера, не способного составить и прочесть схему маршрута; инженера или архитектора, который не может набросать чертеж.

Но главное для ребенка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и пространственного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведет к способности употреблять заместители и пространственные модели в уме, представить себе при их помощи, то о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание мышления, воображения.

Ознакомление ребенка с пространством стоит на первых порах продолжать в играх с планом кукольной комнатки. Но сами задания надо усложнить. Предложить ребенку найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане. Но план положите рядом с комнаткой «вверх ногами» и введите в качестве игры условие - запрещение его переворачивать. Теперь ребенку, чтобы решить задачку, придется «переворачивать» план в уме, и это придаст его пространственным представлениям, новое ценное качество - гибкость.

Еще одно новое задание может состоять в перестановке мебели. Вот знакомая кукольная комнатка. Вот ее план, на котором каждый предмет обозначен соответствующей ему геометрической фигуркой, вырезанной из картона. Но кукла Маша решила купить пианино и не знает, куда его поставить, для этого нужно переставить остальную мебель. Попросите ребенка помочь Маше. Для этого дайте ему прямоугольник, обозначающий пианино, и предложите перенести мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. А это не так-то просто: ведь пианино должно стоять обязательно у стенки и перед ним необходимо оставить достаточно места для стула.

Любая ошибка сразу же обнаружится, как только решение, достигнутое ребенком при работе с планом, будет реализовано путем соответствующей перестановки мебели в самой комнатке (это тоже лучше поручить ребенку). Понятно, что подобная игра может касаться не только пианино, но и любого другого предмета обстановки.

Ну, а дальше наступает пора переходить от пространства игрушечной кукольной комнатки к реальному пространству. Наиболее плодотворный способ выработки у ребенка пространственных представлений остается, однако, прежним: это обучение использованию плана. Основная игра с планом - та же, что и раньше: поиск по отметке в плане спрятанного предмета. Прячут предмет и делают соответствующую отметку поочередно взрослый и ребенок. Основная задача теперь - добиться того, чтобы ребенок научился пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. На первых порах для этого ему нужно будет сориентировать план - повернуть его так, чтобы изображение двери смотрело в сторону двери, изображение окна - в сторону окна (дверь и окно - наиболее удобные ориентиры, позволяющие совместить направления на плане и в самой комнате. Следующий шаг - определение собственного места в комнате. А после этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

Необходимость подобного «пошагового» использования плана скоро отпадет, и ребенку достаточно будет внимательно посмотреть на план, чтобы сразу отыскать в комнате нужное место. Полноценные, подвижные представления о пространстве складываются далеко не сразу. Главное, чтобы ребенок понял принцип соотнесения плана с реальным пространством и избавился от необходимости всегда «танцевать от печки».

Представления о пространстве развиваются по мере физического роста ребенка. Поэтому малыш «ходит пешком под стол» и видит перед собой нижнюю часть мебели и ноги взрослых. В этом возрасте малышу предметы вокруг кажутся большими, комнаты просторными, а потолки высокими. Подрастая, ребенок может охватить взглядом большее пространство, его субъективное восприятие пространства постепенно изменяется, расширяется.

Уважаемые родители!

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве.

Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с ребёнком еще и небольшую познавательную нагрузку.

Посему, знакомя его с понятиями «верх — низ — право — лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки.

К моменту поступления в школу дети должны наряду с другими знаниями, умениями и навыками хорошо ориентироваться в пространстве и во времени (дни недели, месяца года, время года, время суток).

Как обучить этому ребенка в домашних условиях?

Естественно надо об этом говорить с детьми, напоминать, спрашивать, использовать в речи все эти понятия, и мы предлагаем для вашего внимания несколько простых игровых упражнений:

«Браслеты»

Начинайте обучение детей ориентировки на себе с помощью их тела, на правую руку, надеваем яркий браслет…

После того, как ребенок научится определять левую и правую руку, объясните, что все части тела, которые находятся с правой стороны, тоже правые - нога, ухо, глаз, колено, локоть, а с левой стороны – левые. Закрепляйте эти понятия в процессе повседневных занятий, например, сопровождая процесс одевания пояснениями.

Дети любят выполнять упражнения на внимание, например, «дотронься левой рукой до правой ноги», «дотронься правой рукой до левого уха» и т.д.

«Зеркальное отражение»

Самое сложное -  это научить ребенка определять право и лево по отношению к собеседнику. Оденьте с ребенком браслеты или часы на правую руку и станьте лицом к друг другу. Пусть ребенок посмотрит, что предмет (часы или браслет) оказался перевернутым, так как положение предметов относительно друг друга изменилось.  Можно проделывать подобное упражнение и с зеркалом.

«Добавь слово»

Ход игры: Уточнение понятий: «впереди меня», «позади», «справа», «слева». Дети добавляют слова. Можно использовать перебрасывание мяча.

- Где стоит стол? (Стол стоит позади меня) – следующий игрок задает вопрос.

- Где висит полочка с цветами? (Полочка с цветами висит справа).

- Где дверь? (Дверь от нас слева).

- Где зеркала? (Зеркала от нас справа).

И т.д. Усложнение: «Справа что?»

Игра «Найди магнит»

Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игра «Новая походка»

Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

Графический диктант (по клеточкам)

Картотека игр на формирование пространственных представлений:

1. Игра «Скажи наоборот»

 Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Взрослый называет пространственные и временные ориентиры, а ребёнок, получивший мяч, называет ориентир, противоположный по значению.

Например, лево – право, верх – низ, день – ночь, утро - вечер и т.д.

2. Игра «Найди магнит»

Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

3. Игра «Новая походка»

Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

4. Игра «Я еду на машине».

Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

5. Игра «Что изменилось?»

Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез Дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

В роли ведущего может быть, как взрослый, так и ребёнок.

 

6. Игра «Геометрический диктант»

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур.

Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе.

Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Используйте в играх с детьми различные Лабиринты и Графические диктанты.

КАРТОТЕКА

«Игры на развитие ориентировки в пространстве»

Игры на формирование пространственных представлений:

слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа»

 Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту»

 Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

 Игра «Колокольчик»

Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Скажи наоборот»

 Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший мяч или др., называет ориентир, противоположный по значению. Например, лево – право, верх – низ, и т.д.

Игра «Магазин»

В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинакового набора картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

 

Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

Игра «Отгадай – где…»

Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

Игра «Корабли»

Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова», ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.

Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.

Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».

Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.

Игра «Где я сяду»

 Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэйдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.

 

 Игра «Давай меняться»

 Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

 

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Игра «Что изменилось?»

Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез Дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

В роли ведущего может быть, как воспитатель, так и ребёнок.

 

Игра «Новоселье»

В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

 

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь»

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Найди магнит»

Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игра «Синхронное плавание»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

Игра «Новая походка»

Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

 

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Игра «Назови соседей»

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

 - что нарисовано под ним,

 - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,

 - вдоль нижней стороны листа,

 - в центре листа, и т.п.

 

Игра «Лабиринт Гарри Поттера».

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант»

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине».

Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп»

 Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например, «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игры - физминутки, направленные на развитие пространственного восприятия

Игра «Обезьянки»

На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница»

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

Игра «Путешествие жука»

Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Игра «Я робот!»

Игра учит ребёнка внимательно слушать команды взрослого.

Игра «Найди клад»

Цель игры - научить ребенка ориентироваться в пространстве, поворачивать направо или налево

 

Игры на формирование ориентировки "на себе"

Игра "Солнышко"  

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.                                            

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

"Скульптор"

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино.  Буратино будет показывать  движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

"Контролер"

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

"Прятки"

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: -

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

"Дорога в школу".

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

"Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

"Всадник"

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов"

"Кто правильно назовет"

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование: -

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.   

     

"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Оборудование: -

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

"Вратарь"

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч        

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

        

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

"Найди игрушки"

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

    Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

"Разведчик"

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

"Скок-перескок"

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Игры на ориентировку в микропространстве

"Художник"

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.                                                              

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

"Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".              

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.                                  

"Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп!  Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

"Бабочка"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.        

 Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком.   Теперь ребенок задает направление   движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.                                                                                                                                                                                      

 "Путешествие по азбуке"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости,  формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

"Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине,

мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры  на  ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

"Адресное бюро"                      

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.                                                      

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

 "Астрономы"         

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

"Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.        

Содержание: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

"Где Маша?"

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план                

Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой

 

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

Подвижная игра «Пойдём в гости»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве.

По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Педагог предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои «домики». Педагог подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти в «гости». Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают им свои ладошки. На слова: «Дождик пошёл!» - дети бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем педагог приглашает детей второй группы пойти в «гости». Игра повторяется.

Подвижная игра «Трамвай»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе парами, в умении действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Дети стоят в колонне парами (держась за руки). Свободными ру¬ками они держатся за шнур (концы его связаны), т.е. Одни держатся за шнур правой рукой, другие – левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. Он объясняет, что на «зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый – останавливаться. Педагог поднимает зеленый флажок – трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по-прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда, появится зеленый, чтобы снова можно было двигаться. Указания. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть: на пути устраивают остановку. Пассажиры сидят и ждут прихода трамвая; подъезжая к остановке, трамваи замедляет ход и оста-навливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Для того чтобы войти в трамвай и – выйти из него, дети приподнимают шнур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Формирование пространственного представления у дошкольников

Краткое описание опыта по формированию у дошкольников пространственного представления с помощью геометрических фигур...

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

В статье описаны актуальность проблемы, особенности пространственных представлений у детей с ОНР, основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОНР и даны пример...

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Формирование пространственных представлений у дошкольников...