Консультация для родителей на тему:" Речевое развитие детей 4-5 лет".
консультация
Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevoe_razvitie_detey_4-5_let.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие детей 4 - 5 лет».
Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить этот момент.
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет.
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.
5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.
1. Словарный запас 2000 слов и более.
2. Бурно развивается «словотворчество».
3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
5. Называет животных и их детенышей, времена года.
6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
10. Появляется монологическая речь.
Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков, нечеткое произношение.
5. Неправильное построение предложений.
6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Методы развития
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
8. Старайтесь заниматься в игровой форме, не стоит принуждать ребенка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому с терпением, а к ребенку с любовью.
Упражнения для общего развития речи в домашних условиях
Пальчиковая гимнастика
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел мозговом центре, который отвечает за правильную речь.
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
- «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
- Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая— тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
- Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
- Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.
Разминка для губ и языка
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
- Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
- Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
- По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
- Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
- Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
- Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока ватка не упадет со стола. Нельзя дуть губами.
- Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
- «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.
Игры для развития фонематического слуха.
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического слуха должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
-«Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
«Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Речевые игры
«Подскажи словечко»
Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)
Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)
Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)
Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)
Змея шипит, а еж? (фыркает)
У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)
«Кто где живет?»
Придумывайте самые разнообразные предложения.
Взрослый задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
Где живут скворцы?
Где живут медведи? и.д.
«Назови ласково»
Взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.
Арбуз - арбузик
Бант - бантик
Гвоздь - гвоздик
Голубь - голубок
Костер - костерок
Локоть - локоток
Кисель - киселек
Ручей - ручеек
Стебель - стебелек и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Речевое развитие детей в двуязычных семьях"
Особенности развития речи ребёнка в двуязычной семье....
Консультация для родителей на тему:Речевые игры для детей 5-6 лет
Описание дидактических речевых игр для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для детей 4-5 лет».
Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для детей 4-5 лет»....
Консультация для родителей на тему: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО 3-х ЛЕТ»
Консультация для родителей на тему: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО 3-х ЛЕТ»...
Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие детей 4-5 лет"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему «Речевые игры для детей дошкольного возраста»
Эта консультация поможет:• воспитать звуковую культуру речи• сформировать грамматический строй речи• обогащать словарный запас• развивать связную речь...