Консультация "Роль семьи в воспитании ребёнка"
консультация

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_semi_v_vospitanii_rebenka.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Фёдоровна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52»

город Арзамас, Нижегородская область

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально – психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из – за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.  

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания.

Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. 

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Иванова, В.Э. Консультация для родителей «Роль семь в воспитании ребенка». [Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» | Консультация на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)]. 

2.Федосова, Н. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» [Консультация для родителей. Роль семьи в воспитании ребенка. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)].

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....

Доклад для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка".

Чтобы семья успешно справилась с воспитательными задачами,нужно,чтобы родители знали основные требования и необходимые условия семейного воспитания.Задача воспитателя-лучше узнать условия  жизни,...

Роль семьи в воспитании ребёнка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

"Роль семьи в воспитании ребёнка"

1. Здоровый образ жизни.2. Требования взрослых к ребёнку.3. Детский уголок в квартире.4.Чтение художественных произведений и беседы по содержанию прочитанного.5. Развитие речи дошкольника.6. Виды упра...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ...

«Роль семьи в воспитании ребёнка»

Известно,  что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число которых, в частности, входят стили воспитания, характер отношений, дисциплина и т. п....