Консультация для родителей: «Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».
консультация

Сенсорное развитие ребенка - это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания (перцепция - восприятие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей:

«Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».










Сенсорное развитие ребенка - это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания (перцепция - восприятие).

Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т.д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.

Для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. У ребенка появляется интерес к предметам, игрушкам, на основе этого начинается ознакомление со свойствами и отношениями.

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Ребенок с нормой интеллекта овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами, а умственно отсталых детей этому надо учить, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки - пробами и примирением. Этому их надо специально учить. У умственно отсталых детей слабо развиты познавательные интересы, они малоинициативны, восприятие - поверхностное, память- краткосрочная, внимание не устойчивое. Сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и происходит чрезвычайно неравномерно.

Дошкольники с нарушением интеллекта недостаточно владеют способами обследования предметов, они действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо действуют ранее усвоенным способом, не адекватным новой ситуации. Сенсорное развитие без специального коррекционного воздействия развивается медленно.

Задачи сенсорного воспитания:

  1. Развитие поисково- ориентировочных действий (метод проб, примерение, зрительная ориентировка).
  2. Обеспечение усвоения детьми сенсорных эталонов.
  3. Включение в деятельность уже сформированных образов восприятия.

Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения -

необходимое условие успешного обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

Методы обучения:

  1. Действия по образцу.
  2. Выбор по образцу.
  3. Действия по подражанию.
  4. «Жестовая» инструкция.
  5. Совместные действия взрослого и ребенка.

Формы работы:

Коррекционно- развивающие занятия могут проводиться в виде игры с дидактическими игрушками, дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами. Занятие может проводиться в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятие и воспроизведение свойств изображаемых предметов. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр (лото). При этом предметы должны быть крупными и красочными.

Этапы сенсорного развития:

На первом этапе обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Привлечение внимания к сенсорному признаку, который должен быть усвоен.

а) учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек): игры «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался мишка», «Найди колокольчик», «Где твой домик».

б) научить пользоваться методом проб: «Прокати шарик», «Спрячь игрушку».

в) узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке».

г) сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в домике», «Привяжи ленточку к шарику».

Второй этап обучения - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения показать ребенку и назвать перцептивное действие. Затем предложить детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.

Третий этап обучения - формирование представлений об эталонах. Формировать зрительную установку на цвет, форму, величину. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома треугольная и т.д.).

Четвертый этап - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков (группировка предметов по признаку, выделение признака самостоятельно).

Работа по сенсорному воспитанию планируется согласно программы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью I этап обучения. Работа ведется в тесном контакте с учителем - дефектологом. По рекомендации планируем дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы, для закрепления новых знаний, полученных на занятиях. В группе имеются дидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, лото, мозаика), дидактические игры («Цветные дорожки», «Спрячемся от лисички», «Найди пару», «Собери фигуру», «Собери матрешку»).

Работа ведется в системе, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в игре. Игровой метод самый эффективный. Дети, играя, лучше запоминают.

Больше всего дети любят игры с предметами. Но игровой опыт беден, и без руководства и участия в игре воспитателя игра не имеет продолжения. Часто играем с детьми в конструктивные игры. Дети в процессе игрового взаимодействия приобретают умение сравнивать окружающие предметы и игрушки, усваивают технические приемы работы со строительным материалом: накладывают кирпичик или кубик друг на друга, укладывают в ряд, делают простейшую кукольную мебель, строим разные башни, домики. Всегда обыгрываем постройки. Это поддерживает интерес к строительным играм, желание играть формирует стойкий сенсорный опыт.

Сенсорное воспитание планируется в тесной связи со всеми разделами программы. Большое место отводим развитию мелкой моторики. В группе имеются шнуровки, пристежки, прищепки, дидактическая черепаха, домик. Сочетание сенсорных и моторных задач является одной из главных задач умственного развития.

Сенсорное воспитание составляет фундамент всестороннего развития и обеспечивает условие обучения детей в школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...

Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

laquo;Каждый человек имеет право на образование»,- так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив по...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленно...

Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Консультация для родителей

Консультации для родителей«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Консультация для родителей...