Консультация для родителей: "Развитие речи детей с ТНР"
консультация

Консультация для родителей:  "Развитие речи  детей с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_s_tnr.docx272.12 КБ

Предварительный просмотр:

Герб

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Консультация для родителей:

 «Развитие речи детей с ТНР»

Выполнила: воспитатель:

Жульдикова А.В

2023

Овладение связной речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, у которых существует системное нарушение всех речевых компонентов.

Одним из ведущих признаков является более позднее развитие речи. Характерна малая речевая активность, речь таких детей аграмматична, плохо понятна окружающим. 

Нарушения речи по-разному, но обязательно находят свое отражение в психической деятельности ребенка, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально-волевой сферах и межличностных отношений. 

У детей с нарушениями речи неустойчивое внимание, вербальная память снижена, кратковременна, мышление специфично, нарушена и эмоционально-волевая сфера. Для них характерны неуверенность в себе, снижение мотивации, агрессивность, неустойчивость интересов, обидчивость, трудности в общении и формировании самоконтроля.

Общение для детей с речевыми нарушениями представляет собой трудный процесс. Детям сложно вступать в контакт со сверстниками из-за чего коммуникативная деятельность оказывается ограничена. 

Семья – самый главный участник сопровождения, а все остальные направляют, оказывают помощь и поддержку. Без участия родителей полноценной коррекции не будет, так как лучше родителей никто не знает ребенка. Поэтому все рекомендации педагога, логопеда и психолога необходимо выполнять.

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

             Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.

              Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

Родителям необходимо соблюдать ряд условий для успешного обучения и развития ребенка.

  • Дома продолжать работу над развитием речи (выполняем рекомендации логопеда). Развивая речь, развивается и мышление, и все другие психологические процессы (мышление и речь – два взаимосвязанных процесса).
  • Ежедневное чтение. Чтение, как и любой навык требует усилий и времени для закрепления умений. Времени на уроках для закрепления навыка чтения недостаточно, поэтому ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях. 
  • Постоянно расширять кругозор ребенка об окружающем мире, расширять словарный запас. Так как зачастую, знания об окружающем у детей ограничены: они часто не могут объяснить, для чего служат различные предметы, не умеют пользоваться предметами, не знают, как зовут родителей, где работают, затрудняются назвать домашний адрес, свой день рождения. 
  • Развивать мелкую моторику (рисование, лепка, мозаика, паззлы, специальные упражнения). Успешное развитие речи напрямую зависит от того, насколько хорошо у ребенка развита мелкая моторика. Соответственно, развивая мелкую моторику руки – повышаем успеваемость ребенка.

Развитие мелкой моторики - одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Развивая руку ребенка с ТНР, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.

Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на успешность ребенка. Реальные достижения ребенка оцениваются низко, успехи принимаются, как само собой разумеющееся. В результате у ребенка падает стремление к достижению успеха, растет тревожность, формируется негативная самооценка. 

Важно принять ребенка таким, какой он есть, глядя на ребенка, нужно видеть в нем уникальную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...