Консультация для родителей: "Развитие речи детей с ТНР"
консультация
Консультация для родителей: "Развитие речи детей с ТНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_s_tnr.docx | 272.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Консультация для родителей:
«Развитие речи детей с ТНР»
Выполнила: воспитатель:
Жульдикова А.В
2023
Овладение связной речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, у которых существует системное нарушение всех речевых компонентов.
Одним из ведущих признаков является более позднее развитие речи. Характерна малая речевая активность, речь таких детей аграмматична, плохо понятна окружающим.
Нарушения речи по-разному, но обязательно находят свое отражение в психической деятельности ребенка, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально-волевой сферах и межличностных отношений.
У детей с нарушениями речи неустойчивое внимание, вербальная память снижена, кратковременна, мышление специфично, нарушена и эмоционально-волевая сфера. Для них характерны неуверенность в себе, снижение мотивации, агрессивность, неустойчивость интересов, обидчивость, трудности в общении и формировании самоконтроля.
Общение для детей с речевыми нарушениями представляет собой трудный процесс. Детям сложно вступать в контакт со сверстниками из-за чего коммуникативная деятельность оказывается ограничена.
Семья – самый главный участник сопровождения, а все остальные направляют, оказывают помощь и поддержку. Без участия родителей полноценной коррекции не будет, так как лучше родителей никто не знает ребенка. Поэтому все рекомендации педагога, логопеда и психолога необходимо выполнять.
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.
Родителям необходимо соблюдать ряд условий для успешного обучения и развития ребенка.
- Дома продолжать работу над развитием речи (выполняем рекомендации логопеда). Развивая речь, развивается и мышление, и все другие психологические процессы (мышление и речь – два взаимосвязанных процесса).
- Ежедневное чтение. Чтение, как и любой навык требует усилий и времени для закрепления умений. Времени на уроках для закрепления навыка чтения недостаточно, поэтому ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
- Постоянно расширять кругозор ребенка об окружающем мире, расширять словарный запас. Так как зачастую, знания об окружающем у детей ограничены: они часто не могут объяснить, для чего служат различные предметы, не умеют пользоваться предметами, не знают, как зовут родителей, где работают, затрудняются назвать домашний адрес, свой день рождения.
- Развивать мелкую моторику (рисование, лепка, мозаика, паззлы, специальные упражнения). Успешное развитие речи напрямую зависит от того, насколько хорошо у ребенка развита мелкая моторика. Соответственно, развивая мелкую моторику руки – повышаем успеваемость ребенка.
Развитие мелкой моторики - одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Развивая руку ребенка с ТНР, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.
Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на успешность ребенка. Реальные достижения ребенка оцениваются низко, успехи принимаются, как само собой разумеющееся. В результате у ребенка падает стремление к достижению успеха, растет тревожность, формируется негативная самооценка.
Важно принять ребенка таким, какой он есть, глядя на ребенка, нужно видеть в нем уникальную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...
Консультация для родителей - "Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией в психофизическом развитии"
laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека». И. Кант...
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"
Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»
Консультация для родителей детей имеющих задержку речевого развития, содержит игры для формирования фонематического слуха...