Консультация для родителей
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_statya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №170»

воспитатель Ушакова Ирина Петровна

Будущий первоклассник: роль родителей в подготовке ребенка к школе

На сегодняшний день проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но на современном этапе становления общества приобретает значимость и умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать, понимать.

Целью данной статьи является определение роли и места важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

Готовность к школе – это определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено; личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию[1].

С целью формирования адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, семья и дошкольная образовательная организация, институтами воспитания, способными взаимодействия с  дошкольной образовательной организации и семьи.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребёнка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитывать в нём трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу[2].

Занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.

 Научиться управлять собой ребенок может только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности первым шагом на этом пути может стать дидактическая игра, которую можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с ребенком, ведь каждая, даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия ее участников. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсную активность, ситуативность поведения, присущую детям дошкольного возраста. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

На принципах дополнения должны основываться новые возможности взаимодействия педагогов и родителей. Необходимо рассматривать данную проблему с точки зрения, как научных подходов, так и анализа уже существующих форм взаимодействия. В своей работе современный педагог должен опираться на личностно-ориентированный подход не только к детям, но и к родителям воспитанников.

Задача дошкольной образовательной организации — воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной и коммуникативной сфер, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его школьным навыкам.

Значение в подготовке детей к школе дошкольной организацией безусловно велико. Но и роль семьи играет основополагающую роль. Только сообща можно добиться положительного результата. В связи с этим можно сформулировать ряд рекомендаций для родителей будущих первоклассников:

- занимайтесь с ребенком физкультурой, развивая общую ловкость, точность движений, стремление напрягаться и выдерживать напряжение;

- развивайте волевые качества, такие как целеполагание, планирование, настойчивость, умение доводить дело до конца, решительность;

- формируйте мыслительные операции, качества ума: наблюдательность, гибкость, пластичность, интерес к познанию окружающего мира;

- развивайте умения рассуждать, сравнивать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающей природы;

 - задавайте вопросы на сравнение и обобщение: какая разница/ сходство между яблоком и грушей, ромашкой и розой и т. д.;

- ставьте перед ребёнком проблемные ситуации: предложите ему выяснить, почему завял цветок, вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня не получается;

- обсуждайте с ребенком — как можно поступить в той или иной жизненной ситуации;

- обсуждайте прочитанные книги, выясняйте, как ребёнок понял их основное содержание и возможно второй план повествования, как оценивает поступки героев, способен ли доказать, почему одних действующих лиц он осуждает, других одобряет[3].


[1]  Суняйкина Т. В. Развивающие возможности интегрированного курса «Этика-Эстетика» в работе с дошкольниками 5–6 лет // Актуальные проблемы раннего обучения детей : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Славянск-на-Кубани: Славянский-на-Кубани гос. пед. ин-т, 2008. – С. 45–46.

[2] Терещенко М.Н. «Роль семьи в формировании готовности ребенка к школе» http://www.school23.krasnoturinsk.org/poleznoe/roditelyam/36-rol-semi-v-formirovanii-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html

[3]Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе Горбенко Светлана Александровна, воспитатель ГБОУ Школа №2101 «Филевский образовательный центр» (г. Москва)  «Молодой учёный» . № 7 (141) Педагогика . Февраль, 2017. С. 426


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...