ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Тема: «Секреты успешной коммуникации».
Дата проведения: 15.02.2022
Ведущие:
1. Наталенко Юлия Васильевна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды»
2. Сафина Гузель Рафаэловна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надым»
Демонстрационный материал: презентация.
Оборудование:
- листы формата А4
- шариковые ручки
Ход тренинга
Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)
СЛАЙД 1 (Сафина Г.Р.)
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на тренинге «Секреты успешной коммуникации».
Цель: совершенствование умений и навыков педагогов-наставников по построению эффективного общения с молодыми специалистами на основе сотрудничества.
Коллеги, прошу вас выключить микрофон и камеру. Поставьте, пожалуйста, плюсы в чат, если нас хорошо видно и слышно.
СЛАЙД 2 (Сафина Г.Р.)
Сегодня с Вами:
Ведущий 1. Наталенко Юлия Васильевна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды»
Ведущий 2. Сафина Гузель Рафаэловна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надым»
Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)
СЛАЙД 3 (Наталенко Ю.В.)
Ведущий 1: Прежде, чем мы начнем наше мероприятие, хочу познакомить Вас с правилами нашей встречи!
Правила нашей встречи.
1. | Будьте активны. |
Было бы странно прийти в спортзал и наблюдать за теми, кто работает на тренажёрах, в расчете на то, что ваши мышцы тоже накачаются. Поэтому, пришли на тренинг — качайте «мускулы», а не наблюдайте. | |
2. | Правило «жёлтого мяча». |
Право говорить имеет тот, кто поднял руку (в нашем случае, кто в чате поставил «+» и включил микрофон). Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя), давая возможность сказать то, что он хочет. Тот, кто говорит, заботится об остальных — говорит кратко и по делу. | |
3. | Правило «Я». |
Мы не используем рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Все высказывания должны строиться с использованием «Я». Берите ответственность на себя. | |
4. | Время - ценный ресурс. |
Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно сейчас. Это правило помогает не тратить время на пустые рассуждения. | |
5. | Правило искренности и открытости. |
Искренность и открытость основа эффективного межличностного взаимодействия. | |
6. | Отключаем звук и вибрацию в телефоне. |
Можно оставлять мобильник включённым, но его не должно быть слышно. |
Ведущий 1: Чтобы принять Правила, нужно в чате поставить Лайк.
Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)
СЛАЙД 4 (Сафина Г.Р.)
Ведущий 2: Для того, чтобы нам лучше познакомиться, предлагаю Вам выполнить Упражнение.
Упражнение «Классическое знакомство»
Цель: познакомить участников тренинга
Время: 3-5 минут
Классическое знакомство проводится по очереди. Запишите на бумаге и потом зачитайте либо устно.
1. Меня зовут…
5. «Я думаю, что я…»
6. «Другие думают, что я…»
Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)
СЛАЙД 5 (Наталенко Ю.В.)
Ведущий 1: Ув. Коллеги, вот мы и познакомились. Предлагаем Вашему вниманию к просмотру мультфильм.
СЛАЙД 6 (Наталенко Ю.В.)
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношение, на ваш взгляд, этот мультфильм имеет к теме нашего тренинга?
- В чем разница в толковании первого и второго человека в мультфильме?
- Если проанализировать этот мультфильм, то какую главную мысль можно взять из него для выстраивания конструктивной коммуникации педагога – наставника и молодого специалиста.
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете информацию наставляемым?
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод - общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией, например, между педагогом-наставником и наставляемым. Оно является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.
Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)
Дискуссия «Общение – это…»
«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»
(Антуан де Сент-Экзюпери).
- Давайте вспомним, что подразумевается под термином «общение»?
Т.обр., с одной стороны, общение - это способ устанавливать контакты людей друг с другом, а с другой – это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Общение состоит из разных составляющих.
- Подумайте, и ответьте, из какие составляющих складывается наше общение?
- Без чего бы общения не получилось?
- Субъекты коммуникации (человек, двое или группа людей).
- Способ коммуникации (речь, письмо, движения и мимика, и даже продукты творчества).
- Цель коммуникации (информативная-передача информации, педагогическая- передача умений и навыков, экспрессивная – выражение субъективных реакций и состояний и др.)
СЛАЙД 7.
Выделяют разные виды общения и взаимодействия:
- По стилю оно может быть деловым, бытовым, интимным т.д.
- По способу – вербальным и невербальным.
- По направленности – прямым или косвенным.
- По модальности – непосредственным или опосредованным.
Самым главным критерием общения является его качество! Оно бывает эффективным или неэффективным.
- Как вы понимаете, что такое эффективное общение?
- Когда мы можем сказать, что наше общение эффективное?
- По каким причинам наше общение может быть не эффективным?
Т.обр., эффективность или неэффективность общения может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения. Например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации, сложности в установлении контакта и дальнейшего его продуктивного продолжения, а кому-то вообще трудно выйти из ситуации общения.
Также существует множества качеств, необходимых и важных для эффективного общения педагога – наставника и наставляемого, можно выделить такие как: умение слушать, тактичность, умение убеждать, интуиция, наблюдательность, энергичность, открытость.
Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. Так и умению четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, научиться которому может каждый.
Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)
СЛАЙД 8 (Наталенко Ю.В.)
Для того чтобы понимать молодого специалиста, наставнику необходимо хорошо знать самого себя. Предлагаю Вам выполнить упражнение и оценить Ваш уровень коммуникативного мастерства.
Упражнение - самодиагностика
«Лестница коммуникативного мастерства»
Цель: определить самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника.
Время: 3-5 минут
Инструкция: На слайде лестница коммуникативного общения, ступени пронумерованы от 1 до 4. Ваша задача — найти свое место на этой лестнице и встать на ту ступень, которая определяет уровень коммуникативного мастерства в соответствии с Вашими собственными представлениями. Чем меньше число на ступени, тем ниже Ваше коммуникативное мастерство.
СЛАЙД 9.
Вопросы для обсуждения:
- Какие трудности у вас возникли в процессе выполнения данного упражнения?
- Как вы думаете с чем это связано?
Дискуссия «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с наставляемыми, педагогам - наставникам нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
СЛАЙД 10 (Наталенко Ю.В.)
Самые универсальные - это (показ слайда)
- улыбка; Как вы думаете, почему?
Для того чтобы молодые педагоги хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- имя собеседника; почему?
Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- комплимент; почему?
В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему важно - выполненная работа, законченный проект.
Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)
Упражнение «Комплимент» (слайд 10)
Коллеги, предлагаю вам представить первую встречу с наставляемым и выполнить упражнение «Комплимент».
Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Время: 2-3 минут
Инструкция: Придумайте и скажите комплимент своему наставляемому, используя «Правило трех плюсов».
Как вы считаете, достаточно ли этих правил для эффективного построения общения с родителями?
- Ув.коллеги, как вы думаете, какие приемы еще существуют?
СЛАЙД 11 (Сафина Г.Р.)
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»
Ув. наставники, мы с вами резюмировали приемы установления контакта. Это вы можете использовать в качестве памятки для молодых коллег.
Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)
СЛАЙД 12 (Наталенко Ю.В.)
Антон Семен Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса.
Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели в общении наставника с наставляемым.
Время: 3-4 минуты
Инструкция: Произнести фразы:
- Почему вы не выполнили работу вовремя?
- Как вы могли не пригласить меня на ваше открытое занятие?
с оттенками доброжелательности. Требовательности. Упрёка и безразличия.
- Ув. Коллеги, кто желает попробовать?
- Коллеги, как Вы думаете, какая интонация наиболее приемлема в общении с молодыми коллегами?
Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)
СЛАЙД 13 (Сафина Г.Р.)
Итак, ув.наставники, как мы с вами уже сказали, с молодыми специалистами нужно говорить с доброжелательной интонацией.
- А еще какие-то правила эффективного общения можно использовать наставника и наставляемого.
Правила эффективного общения с молодыми коллегами
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние молодого коллеги.
- Находить возможность каждый раз говорить что-нибудь положительное о выполненной работе — это лучший способ расположить коллегу к себе.
- Давать наставляемому возможность высказаться, выражать свое мнение, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)
СЛАЙД 14
Рефлексия
Коллеги, в завершении нашей встречи предлагаем вам провести обсуждение и рефлексию, ответив на вопросы.
- Ваше впечатление от мероприятия?
- Что для Вас было полезным?
- Какие коммуникативные навыки и умения были проработаны?
- Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?
Оцените, пожалуйста, полезность нашего тренинга от 1 до 3, напишите в чате.
СЛАЙД 15
Всего вам доброго и благодарим за активную работу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".
Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....
Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"
Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...