ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
методическая разработка по психологии

Наталенко Юлия Васильевна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.02.2022_konspekt_treninga.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Секреты успешной коммуникации».

Дата проведения: 15.02.2022

Ведущие:

1. Наталенко Юлия Васильевна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды»

2. Сафина Гузель Рафаэловна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надым»

Демонстрационный материал: презентация.

Оборудование: 

  • листы формата А4 
  • шариковые ручки

Ход тренинга

Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)

СЛАЙД 1 (Сафина Г.Р.)

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на тренинге «Секреты успешной коммуникации».

Цель: совершенствование умений и навыков педагогов-наставников по построению эффективного общения с молодыми специалистами на основе сотрудничества.

Коллеги, прошу вас выключить микрофон и камеру. Поставьте, пожалуйста, плюсы в чат, если нас хорошо видно и слышно.

СЛАЙД 2 (Сафина Г.Р.)

Сегодня с Вами:

Ведущий 1. Наталенко Юлия Васильевна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды» 

Ведущий 2. Сафина Гузель Рафаэловна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надым»

Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)

СЛАЙД 3 (Наталенко Ю.В.)

Ведущий 1: Прежде, чем мы начнем наше мероприятие, хочу познакомить Вас с правилами нашей встречи!

Правила нашей встречи.

1.

Будьте активны.

Было бы странно прийти в спортзал и наблюдать за теми, кто работает на тренажёрах, в расчете на то, что ваши мышцы тоже накачаются. Поэтому, пришли на тренинг — качайте «мускулы», а не наблюдайте.

2.

Правило «жёлтого мяча».

Право говорить имеет тот, кто поднял руку (в нашем случае, кто в чате поставил «+» и включил микрофон). Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя), давая возможность сказать то, что он хочет. Тот, кто говорит, заботится об остальных — говорит кратко и по делу.

3.

Правило «Я».

Мы не используем рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Все высказывания должны строиться с использованием «Я». Берите ответственность на себя.

4.

Время - ценный ресурс.

Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно сейчас. Это правило помогает не тратить время на пустые рассуждения.

5.

Правило искренности и открытости.

Искренность и открытость основа эффективного межличностного взаимодействия.

6.

Отключаем звук и вибрацию в телефоне.

Можно оставлять мобильник включённым, но его не должно быть слышно.

Ведущий 1: Чтобы принять Правила, нужно в чате поставить Лайк.

 

Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)

СЛАЙД 4 (Сафина Г.Р.)

Ведущий 2: Для того, чтобы нам лучше познакомиться, предлагаю Вам выполнить Упражнение.

Упражнение «Классическое знакомство»

Цель: познакомить участников тренинга

Время: 3-5 минут

Классическое знакомство проводится по очереди. Запишите на бумаге и потом зачитайте либо устно.

1.        Меня зовут…

5.         «Я думаю, что я…»

6.         «Другие думают, что я…»

Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)

СЛАЙД 5 (Наталенко Ю.В.)

Ведущий 1: Ув. Коллеги, вот мы и познакомились. Предлагаем Вашему вниманию к просмотру мультфильм.

СЛАЙД 6 (Наталенко Ю.В.)

Вопросы для обсуждения:

  • Какое отношение, на ваш взгляд, этот мультфильм имеет к теме нашего тренинга?
  • В чем разница в толковании первого и второго человека в мультфильме?
  • Если проанализировать этот мультфильм, то какую главную мысль можно взять из него для выстраивания конструктивной коммуникации педагога – наставника и молодого специалиста.
  • Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете информацию наставляемым?

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод - общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией, например, между педагогом-наставником и наставляемым. Оно является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.

Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)

Дискуссия «Общение – это…»

«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»

                                                                                        (Антуан де Сент-Экзюпери).

  • Давайте вспомним, что подразумевается под термином «общение»?

Т.обр., с одной стороны, общение - это способ устанавливать контакты людей друг с другом, а с другой – это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Общение состоит из разных составляющих.

  • Подумайте, и ответьте, из какие составляющих складывается наше общение?
  • Без чего бы общения не получилось?

  1. Субъекты коммуникации (человек, двое или группа людей).
  2. Способ коммуникации (речь, письмо, движения и мимика, и даже продукты творчества).
  3. Цель коммуникации (информативная-передача информации, педагогическая- передача умений и навыков, экспрессивная – выражение субъективных реакций и состояний и др.)

СЛАЙД 7.

Выделяют разные виды общения и взаимодействия:

  • По стилю оно может быть деловым, бытовым, интимным т.д.
  • По способу – вербальным и невербальным.
  • По направленности – прямым или косвенным.
  • По модальности – непосредственным или опосредованным.

 Самым главным критерием общения является его качество! Оно бывает эффективным или неэффективным.

  • Как вы понимаете, что такое эффективное общение?
  • Когда мы можем сказать, что наше общение эффективное?
  • По каким причинам наше общение может быть не эффективным?

 

Т.обр., эффективность или неэффективность общения может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения. Например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации, сложности в установлении контакта и дальнейшего его продуктивного продолжения, а кому-то вообще трудно выйти из ситуации общения.

Также существует множества качеств, необходимых и важных для эффективного общения педагога – наставника и наставляемого, можно выделить такие как: умение слушать, тактичность, умение убеждать, интуиция, наблюдательность, энергичность, открытость.

Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. Так и умению четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, научиться которому может каждый.

 

Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)

СЛАЙД 8 (Наталенко Ю.В.)

        Для того чтобы понимать молодого специалиста, наставнику необходимо хорошо знать самого себя. Предлагаю Вам выполнить упражнение и оценить Ваш уровень коммуникативного мастерства.

Упражнение - самодиагностика 

«Лестница коммуникативного мастерства»

Цель: определить самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника.

Время: 3-5 минут 

Инструкция: На слайде лестница коммуникативного общения, ступени пронумерованы от 1 до 4. Ваша задача — найти свое место на этой лестнице и встать на ту ступень, которая определяет уровень коммуникативного мастерства в соответствии с Вашими собственными представлениями. Чем меньше число на ступени, тем ниже Ваше коммуникативное мастерство.

СЛАЙД 9.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие трудности у вас возникли в процессе выполнения данного упражнения?
  • Как вы думаете с чем это связано?

Дискуссия «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с наставляемыми, педагогам - наставникам нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.

Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

                Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

СЛАЙД 10 (Наталенко Ю.В.)

Самые универсальные - это (показ слайда)

  • улыбка; Как вы думаете, почему?

        Для того чтобы молодые педагоги хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

  • имя собеседника; почему?

                Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

  • комплимент; почему?

В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему важно -  выполненная работа, законченный проект.

Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)

Упражнение «Комплимент» (слайд 10)

Коллеги, предлагаю вам представить первую встречу с наставляемым и выполнить упражнение «Комплимент».

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. 

Время: 2-3 минут 

Инструкция: Придумайте и скажите комплимент своему наставляемому, используя «Правило трех плюсов».

Как вы считаете, достаточно ли этих правил для эффективного построения общения с родителями?

  • Ув.коллеги, как вы думаете, какие приемы еще существуют?

СЛАЙД 11 (Сафина Г.Р.)

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

Ув. наставники, мы с вами резюмировали приемы установления контакта. Это вы можете использовать в качестве памятки для молодых коллег.

Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)

СЛАЙД 12 (Наталенко Ю.В.)

Антон Семен Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса.

Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели в общении наставника с наставляемым.

Время: 3-4 минуты

Инструкция: Произнести фразы:

  • Почему вы не выполнили работу вовремя?
  • Как вы могли не пригласить меня на ваше открытое занятие?

с оттенками доброжелательности. Требовательности. Упрёка и безразличия.

  • Ув. Коллеги, кто желает попробовать?

  • Коллеги, как Вы думаете, какая интонация наиболее приемлема в общении с молодыми коллегами?

Ведущий 2 (Сафина Г.Р.)

СЛАЙД 13 (Сафина Г.Р.)

Итак, ув.наставники, как мы с вами уже сказали, с молодыми специалистами нужно говорить с доброжелательной интонацией.

  • А еще какие-то правила эффективного общения можно использовать наставника и наставляемого.

Правила эффективного общения с молодыми коллегами

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние молодого коллеги.
  • Находить возможность каждый раз говорить что-нибудь положительное о выполненной работе — это лучший способ расположить коллегу к себе.
  • Давать наставляемому возможность высказаться, выражать свое мнение, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Ведущий 1 (Наталенко Ю.В.)

СЛАЙД 14

Рефлексия

Коллеги, в завершении нашей встречи предлагаем вам провести обсуждение и рефлексию, ответив на вопросы.

  • Ваше впечатление от мероприятия?
  • Что для Вас было полезным?
  • Какие коммуникативные навыки и умения были проработаны?
  • Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?

Оцените, пожалуйста, полезность нашего тренинга от 1 до 3, напишите в чате.

СЛАЙД 15

Всего вам доброго и благодарим за активную работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...