Консультация для родителей "Развитие графомоторики у дошкольников»
консультация
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_grafomotoriki_u_doshkolnikov.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
Этапы развития графомоторных навыков.
10 месяцев – 1,5 года.
Узор штрихами вперед-назад на бумаге. Ребенок держит карандаш в ладони и накрывает его пальцами (в руке).
Умеет держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
1, 5 года – 2 года.
Ребенок делает вертикальные, горизонтальные и округлые линии на бумаге. Держит карандаш как нож.
Умеет переворачивать странице в книге (по одной).
Умеет строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
2 года – 3 года.
Ребенок рисует горизонтальные, вертикальные линии и круг. Держит карандаш ближе к основанию тремя пальцами. Положение рук уже похоже на правильный захват (как у взрослого).
Умеет самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
Умеет лепить из пластилина; складывать из бумаги простейшие фигурки;
Умеет нанизывать большие бусы;
3 года – 4 года.
Ребенок рисует крест, квадрат, несколько букв и цифр.
Умеет вязать узелки;
Умеет самостоятельно заправлять постель;
Умеет обводить фигуры и штриховать (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
В этом возрасте происходит латерализация (определение ведущей руки).
4 года – 5 лет.
Умеет застегивать молнии на куртке; самостоятельно завязывать шнурки.
Умеет обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
Умеет раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
5 лет – 6 лет.
Ребенок рисует треугольник, пишет свое имя, хорошо обводит, пишет печатными буквами. Держит карандаш правильно.
В задачи графомоторики входит :
правильное удержание ручки и карандаша;
точность в обведении линий; ритмичность движений;
правильный нажим ручки при письме;
зрительное восприятие заданного материала;
внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
двигательные навыки.
Компоненты графо-моторного навыка :
зрительное внимание,
зрительная память,
зрительно-пространственные отношения,
функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
зрительно-моторные,
слухо-моторные координации,
координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме,
мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- Упражнения на определение правых и левых частей тела;
упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3 Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять (вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).
При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.
Упражнения для развития графического навыка
Графический диктант
Пальчиковая гимнастика
Кинизиологические упражнения
Штриховки
Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
Рисование по точкам, контурам, клеточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речевое развитие дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» Консультация для педагог...
Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы
Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...
Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"
В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...
Консультация для родителей Консультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников".
Консультация для родителейКонсультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников"....