"Игры для развития речи ребёнка дома" (буклет)
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Развитие лексической стороны речи
Игра «Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и. д.
Игра «Я знаю три слова»
Взрослый называет обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия:
овощи — огурец, картошка, помидор;
фрукты — яблоко, банан, груша;
домашние животные — кот, собака, лошадь.
Игра «Назови одним словом»
Взрослый называет несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие:
апельсин, яблоко, лимон — фрукты;
волк, лиса, заяц — дикие животные.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Взрослый называет существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков:
апельсин (какой) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.
зима (какая) - холодная, морозная, снежная.
Игра «Что делает?»
Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:
Дети — играют, бегают, веселятся, смеются.
Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):
Ворона большая, а воробей … (маленький);
Ваня высокий, а Саша … (низкий);
Катя весёлая, а Маша … (грустная);
Развитие связной речи детей
Игра «Придумай предложение» Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:
апельсин — Маша ест апельсин;
ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.
Игра «Большое предложение»
Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:
апельсин — Девочка ела апельсин.
Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.
Какой апельсин ела маленькая девочка?
- Маленькая девочка ела вкусный апельсин.
Игра «Придумай рассказ по картинкам»
Взрослый предлагает ребёнку серию картинок, ребёнку нужно выложить в правильной последовательности, а потом составить рассказ.
Пересказ текста
Формирование грамматического строя речи
Игра «Скажи ласково»
Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
Игра «Скажи иначе»
Образовать от существительных прилагательные:
сок из яблок — яблочный;
суп из молока — молочный;
компот из ягод — ягодный;
стол из стекла — стеклянный.
Игра «Один — много»
Образование формы множественного числа существительных:
мяч — мячи;
птица — птицы;
груша — груши.
Игра «Посчитай»
Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:
один мяч, два мяча …. пять мячей;
одно яблоко, два яблока …. пять яблок.
Игра «Кто – откуда?»
Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.
Откуда вышел мужчина?
(Мужчина вышел из магазина.)
Откуда выехал автобус?
(Автобус выехал из-за дома.)
Откуда вылезла кошка?
(Кошка вылезла из-под скамейки.)
«Чего не стало?»
Для игры нужны игрушки или предметы, картинки (начинать с 3-х – 4-х, постепенно увеличивая по возможностям ребёнка). Сначала игрушки рассматриваются и называются. Затем игроки отворачиваются или закрывают глаза, а водящий убирает одну, а позднее и 2 – 3 игрушки. Повернувшись, игроки должны сказать, чего не стало, давая правильную форму слова: не стало куклы, не стало кубика и т.д.
«Загадки»
Игра проводится по темам, например, овощи. Сначала надо рассмотреть и назвать овощи, а затем убрать их из поля зрения игроков (за ширму, в ящик). Взрослый рассказывает о каком-то овоще, не называя его, например: этот овощ красного цвета, он круглый, гладкий, сладкий, сочный (помидор).
При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ответ?»
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —
НАДО ГОВОРИТЬ!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Сказочная полянка» общеразвивающего вида
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игры для развития речи ребёнка дома»
учитель-логопед
Дьяконова Елена Сергеевна
2023г
г. Заринск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.
Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...
Игры на развитие речи ребёнка
Игры на развитие речи ребёнка...
Упражнения игры для развития речи ребёнка
Упражнения игры для развития речи...
Игры для развития речи ребёнка 5 - 6 лет
Игры для детей...
Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет
Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома....
Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка
Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка...
Консультация с элементами практикума "Роль игры в развитии речи ребёнка".
Предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей....