«Игры для развития мышления у детей с ЗПР»
материал (старшая группа)
Именно с логического мышления начинается формирование и мировозрение ребёнка. В процессе развития логического мышления у ребёнка формируются умения рассуждать,
делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры для развития мышления у детей с задержкой психического развития. | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей.
«Игры для развития мышления у детей с ЗПР»
Мышление — это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы и операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, как можно раньше начать работать над развитием мышления у детей с ЗПР.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Игры направленные на развитие мыслительных операций.
«Четвертый лишний»
Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?». Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.
«Разрезные картинки»
Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.
«Исправь ошибку или Небылицы»
Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро» и т.п.
«Сравнение картинок»
Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой)?» и т.д. Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос.
«Найди отличия (сходство)»
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени.
«Угадай предмет по его части»
Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Сначала можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.
«Чередование»
Ребенку предлагается нанизать бусы. Бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«Угадай по описанию или загадки»
Взрослый предлагает угадать, о чем он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)». Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Времена года»
Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.
«Отвечай быстро»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое качество (вкус, форму) предмета.
«Что к чему подходит?»
Взрослый показывает ребенку общую картину или карточку с 3-4 предметами, а ребенок должен из них выбрать и назвать пару подходящих друг к другу. Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди и т.д. Взрослый может помочь ребенку, называя один из пары предметов, а ребенок находит другой.
«Назови одним словом»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан –фрукты и т.п.
«Найди лишнюю картинку»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«Последовательные картинки»
Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу. Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.
«Игры для развития мышления у детей с ЗПР»
Консультативный материал для родителей, воспитывающих детей с задержкой
психического развития.
Подготовила: учитель-дефектолог Пероговская Ксения Павловна, МБДОУ
«Аленький цветочек»
Прежде чем перейти непосредственно к играм по развитию мышлению, считаю
важным несколько слов сказать об этапах развития мышления вообще.
♦ Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными
событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не
наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных и др.), на
выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и
единичного отличает мышление от других познавательных процессов.
Различают три формы мыслительной деятельности:
1. Наглядно-действенная форма. Первые мыслительные процессы возникают у
ребенка с раннего детства: в результате познания окружающих его предметов, в
процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с ними. Первые
проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. оно
неотделимо от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется
«наглядно-действенной» и является наиболее ранней. Первые проявления наглядно-
действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года
жизни. Сначала ребенок трогает, манипулирует предметами, затем переходит к
предметно-игровым действиям: например, колясочкой не стучит – а катает ее, куклу
кладет на кроватку, ложкой мешает в кастрюльке и т.д. Развитие предметной
деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии
окружающих его людей.
Этот вид мышления является первичным и, в сравнении с другими видами
мышления, значительно преобладает у детей до 4—5 лет.
2. Наглядно-образная форма мышления. С 4 - 5 лет доминирующую роль
начинают играть действия с образами. Действуя в уме с образами, ребенок представляет
себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает стоящую
перед ним задачу. Обеспечивает этот процесс образное мышление.
3. Логическая. В 6—7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками.
Такие действия требуют отвлечения от реальных предметов. В качестве заместителей
этих предметов используются слова и числа. Мышление, оперирующее знаками,
называется логическим мышлением.
ЧТО ИМЕННО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?
Образное мышление — основной вид мышления детей 5—7 летнего возраста. В
этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими
возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться
мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели
(типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать
свои действия в уме.
В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть
направлена на развитие следующих способностей:
1. Осуществлять мысленное преобразование образа.
2
С этой целью предлагаем игру «Разрезные картинки»
Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей.
Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на
части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем
6-7 частей и т.д.
Еще одна игра, помогающая развивать образное мышление игра «Геометрическая
мозаика»
Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено
изображение, сколько их и какого цвета.
Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала
методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем –
по памяти.
2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также
самостоятельно ее создавать.
Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности —
пространственного мышления — является обеспечение человека возможностью
ориентации в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве имеет с
самого раннего возраста огромное жизненное значение для ребенка, пронизывая все
виды его деятельности. В своем развитии она проходит два основных этапа: первый —
это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне
восприятия, второй — опосредованная, опирающаяся на пространственные
представления. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном
пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него
пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает,
прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы пространства и
применять их в реальной ситуации, В связи с этим тренировка образного мышления
должна обязательно включать и тренировку этого умения.
3. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.
Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и
оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным
отображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения
решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим
действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и
применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных
объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна
включать упражнения для развития таких действий. Так, например, в этом возрасте уже
имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился
ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого
литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие
изображения.
4. Планировать свои действия в уме.
С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — это
способность планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее
представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ
будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя
3
воспринять. Кроме того, эта способность даст возможность планировать разные пути
достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя
предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных
изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выполнении
реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких
действий ограничены.
Для развития этих способностей вашему вниманию игра «Головоломки со
спичками»
Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое
изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите ребенку мысленно
переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в
другое или как-то его изменить.
Также предлагаю вашему вниманию игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово
яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг».
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией
развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный
процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только
высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в
словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. В 5—7
лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами
логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и
смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно
осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием
наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию
и направлены на развитие указанных приемов
Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и
различия между предметами и явлениями.
Тут вам поможет игра «Подбери узор»
На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти
кусочки среди тех, что предложены ребенку.
Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно
поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют
узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном
рисунке и вырезанных кусочках.
Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по
которым следует проводить сравнение.
Игра «Подбери нужный фрагмент»
Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с
определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны
кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и
«отремонтировать» картинку.
Развивающее лото «Цветное, фигурное» учит детей сравнивать, закрепляет
понятия «форма» и «цвет».
4
Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их
на карточку в соответствии с цветом и формой.
Игра «Сравни и подбери» учит детей сравнивать предметы по величине,
закрепляет знания об основных цветах и геометрических фигурах.
Ребенку предлагается несколько карт. Взрослый показывает маленькую карточку, а
ребенок ищет ее место на своей карте, ориентируясь на размер фигуры. Добивайтесь
того, чтобы ребенок оречевлял свои ответы: «Это самый высокий гном, этот пониже, а
этот – самый низкий».
ПРИЕМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Классификация — это мысленное распределение предметов на классы в
соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации
необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом
отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе
обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и
отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Обобщение — это
мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Играя с ребенком в игру «Четвертый лишний» вы научите ребенка обобщать и
классифицировать.
Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам,
как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда,
обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы.
Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы.
Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок
имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна
картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является
лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и
объяснить свое решение.
Лото «Цвет и форма»
Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с
изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с
предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят
подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих
картах.
Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где
ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.
ПРИЕМ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»
Систематизировать — значит приводить в систему, располагать объекты в
определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность,
Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять
различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные
объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения
Игра «Заполни квадрат»
Ребенку предлагаются матрицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры),
расположенные по определенной закономерности. Одного предмета не хватает, на его
месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность
5
расположения предметов в матрице и выбрать недостающий из тех, которые находятся
вне квадрата.
«Последовательные картинки»
Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу
(смысловая сериация). Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в
неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить
картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов.
Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая
из них должна быть первой, какая второй и т.д. После того, как ребенок справится с
заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует
составить логически связанный рассказ.
ПРИЕМ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»
Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним
признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и
более сложному интеллектуальному действию — соотнесению предметов по смыслу.
Соотнести предметы по смыслу — значит найти какие-то связи между ними.
Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов
и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые
свойства и признаки. Обучение «смысловому соотнесению» — это обучение умению
быстро схватывать (находить) такие отношения.
Игра «Логический поезд»
Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают
собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики
цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например
первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги
носят в дождливую погоду; или мячик, потому что он резиновый как и сапоги; или
кита, потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог
объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития мышления у детей 4-5 лет.
«Ожившие предметы»Задача игры – научить ребенка наделять разные предметы поступками, мыслями, действиями, то есть «оживлять» их. Взрослый предлагает какую-либо ситуацию. Например, дождливый осенний де...
Консультация для родителей Тема: «Влияние игры на развитие мышления у детей» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителейТема: «Влияние игры на развитие мышления у детей»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин...
Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Это цикл игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать на занятии, прогулки и других видах деятельности....
Игры на развитие мышления для детей 4-5 лет.
Информация предназначена в уголок для родителей...
Игры для развития мышления у детей
Игры для развития мышления у детей...
Игры на развитие мышления у детей
Игры на развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста. Игра «Да-нет-ка».Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать ум...
Игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью
В данной презентации представлены игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью....