Использование чистоговорок в речевом развитии ребенка
консультация

Якушова Ирина Алексеевна

Использование чистоговорок в речевом развитии ребенка

Возраст от 5 лет
Начните рассказывать какое-нибудь хорошо известное ребенку стихотворение. В конце второй или четвертой строчки сделайте паузу, а затем произнесите не то слово, которое должно быть, а совсем другое, желательно в рифму (если это возможно), да еще так, чтобы было смешно.
Начните читать другое четверостишие, сделайте паузу и подождите, пока ребенок сам добавит какое-либо слово. Если ребенок не откликается, добавьте что-нибудь сами. На третий-четвертый раз ребенок подхватит игру и будет придумывать очень смешные концовки.

Возраст 5-6 лет
Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или, дочитав сказку до середины, придумайте конец, а потом сравните с тем, что придумал автор сказки.
Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение.

Возраст 6-7 лет
Сочиняем... рекламу
В наше время рекламой никого не удивишь. Она сопровождает нас практически везде – на улице, в метро, мы слышим ее по радио и видим по телевизору. Есть реклама красивая и интересная, с юмором. А есть безвкусная, навязчивая реклама.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_chistogovorok_v_rechrazvitii_reb.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Использование чистоговорок в речевом развитии ребенка

Возраст от 5 лет
Сочиняем чепуху
Начните рассказывать какое-нибудь хорошо известное ребенку стихотворение. В конце второй или четвертой строчки сделайте паузу, а затем произнесите не то слово, которое должно быть, а совсем другое, желательно в рифму (если это возможно), да еще так, чтобы было смешно.
Начните читать другое четверостишие, сделайте паузу и подождите, пока ребенок сам добавит какое-либо слово. Если ребенок не откликается, добавьте что-нибудь сами. На третий-четвертый раз ребенок подхватит игру и будет придумывать очень смешные концовки.
Представь, что ты...
Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Что он будет слышать, видеть вокруг себя, что он будет чувствовать, в каком окружении окажется. Превратиться ребенок может:
• Во взрослого ребенка;
• В ребенка другого возраста, своего или противоположного пола;
• В героя сказки, песни или даже знаменитой картины;
• Во всем известного человека (актера, президента, банкира и так далее);
• В любое животное;
• В любой предмет.
Потом поменяйтесь ролями – вы превращаетесь и рассказываете ребенку все, что видите, чувствуете и так далее. Можно превратиться вместе и разговаривать друг с другом от имени своих героев.
Можно придумывать для своих героев различные события. Получится целая сказка или рассказ.
Если ребенку понравятся подобные игры, обязательно почитайте (или перечитайте) сказки, в которых действуют предметы (таких сказок немало у Андерсена) или животные.
Как бы ты назвал?
Просмотрите с ребенком альбом с репродукциями картин разных художников, читая название каждой картины. Предложите ребенку еще раз просмотреть изображения и придумать свое название каждой картине.
За одно занятие рассматривайте не больше двадцати картин, иначе ребенку надоест.
Кроме того, можете попросить ребенка придумать новые названия к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам.

Возраст 5-6 лет
Сочиняем
Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или, дочитав сказку до середины, придумайте конец, а потом сравните с тем, что придумал автор сказки.
Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение.
Наиболее удачные варианты записывайте, но не в процессе сочинения, так как это будет отвлекать и вас, и ребенка. А потом еще раз, проговорив все подробности.
Свою сказку издайте тиражом в два-пять экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного художника.
Придумываем правила игры
Если ребенок любит играть в разные настольные игры, сделайте вместе с ним свою игру.
Сначала обсудите, какая это будет игра. Просто «ходилка» с дополнительными стрелками, указывающими, куда идти фишкам, или игра, где есть задания, написанные на карточках. Игра, в которой в процессе продвижения надо что-то собирать или, наоборот, раскладывать по полю. Игра, где надо отвечать на вопросы и так далее.
Затем можете придумать вместе сюжет – о ком или о чем в игре пойдет речь. И дополнительные условия – что делать при прохождении тех или иных клеток, что нужно собирать или раскладывать, что может быть написано на карточках. Чем больше инициативы и фантазии проявит ребенок, тем лучше. Ваша задача – проследить за тем, чтобы правила игры были не слишком сложными, запутанными, и помочь ребенку изменить их, чтобы игра была и понятной, и интересной.
Когда все условия оговорены и записаны, приступайте к изготовлению игры.
Помогите ребенку разметить игровое поле (он еще не умеет хорошо пользоваться линейкой). Кружочку для продвижения фишек можно сделать по трафарету. Рисунки ребенок может сделать сам или вырезать из старых журналов и наклеить.
Если игра с карточками, нарежьте их и помогите ребенку писать задания.
Фишки и кубик подойдут от любой покупной игры или можно сделать их самостоятельно из подручных материалов.
Устраиваем праздник
Близится день рождения вашего ребенка или ваш собственный. Приглашены друзья и родственники. Чем занять гостей? Как сделать праздник интересным?
– «Фанты». Пусть ребенок придумает, а вы запишите на отдельных листочках задания, которые можно давать гостям, чтобы они смогли получить назад свои «фанты». Хорошо, если все задания будут шутливые, веселые. Но недопустимо, чтобы они были обидными.
Кроме перечисленных развлечений, на празднике можно провести массу других интересных, традиционных и необычных групповых игр. Главное, что все надо продумать заранее, буквально поминутный хронометраж, и записать сценарий на бумаге. В соответствии со сценарием нужно разложить все необходимое в отдельном месте кучками друг за другом или в отдельные целлофановые пакеты, чтобы потом не суетиться и ничего не перепутать.

Возраст 6-7 лет
Сочиняем... рекламу
В наше время рекламой никого не удивишь. Она сопровождает нас практически везде – на улице, в метро, мы слышим ее по радио и видим по телевизору. Есть реклама красивая и интересная, с юмором. А есть безвкусная, навязчивая реклама.
Попробуйте вместе с ребенком придумать свою рекламу. Это может быть, например, сказочная реклама. Как будто в некой волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы.
Определите, что вы будете рекламировать. Для кого и для чего может быть предназначен данный товар.
Попробуйте вместе с ребенком составить сценарий праздника, украсить комнату, в которой вы будете принимать гостей.
В сценарий праздника могут входить:
– «Беспроигрышная лотерея». Задачи ребенка:
1. Нарисовать лотерейные билеты, на которых можно даже сделать перфорацию, чтобы удобнее было открывать номерки;
2. Придумать, из чего можно сделать лототрон и каким образом будет проводиться розыгрыш;
3. Подобрать мелкие призы по числу участников: календарики, воздушные шарики, значки, можно даже включить в призы мелкие бытовые предметы, чтобы было смешнее и интереснее, например зубную щетку, крышку для банки, упаковку пластыря, пачку салфеток или туалетную бумагу и так далее. Один из призов может быть главным – подороже и позначительнее (пусть ребенок сам придумает, что это будет).
– «Викторина». Пусть ребенок подберет в детских энциклопедиях интересные вопросы, не только доступные детям, которые придут на праздник, но и интересные для взрослых. Часть вопросов, серьезных или шуточных, он должен придумать сам. Викторину можно организовать по принципу любой телеигры. Ведущим, конечно, будет ребенок, но взрослый должен ему помогать.
Будет ли это рекламный рисунок или информация, передаваемая по сказочному радио.
Можно организовать целую рекламную кампанию данного продукта.
Если ребенка уже не интересуют сказки или вы уже наигрались в эту игру, поглядите на рекламные щиты возле вашего дома или посмотрите свежие ролики по телевизору и обсудите, нравится ли ребенку реклама. Считает ли он ее эффективной. Как бы он отрекламировал данный товар или услугу (естественно, заранее нужно обсудить, для кого предназначена реклама, чем можно привлечь данный слой населения).
Кстати, можно провести конкурс или фестиваль сочинителей рекламы на детском празднике. А призы, конечно, достанутся всем участникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.

Использование малых форм фольклора в речевом  развитиии в речевых группах, особенности понимания малых форм фольклора дошкольниками, актуальность этой темы....

"Использование ТРИЗ в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей о том, как ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) может помочь развить речь ребёнка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей ДОУ. Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребенка

Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются  следующие инновационные методы:1.Здоровьесберегающие технологии,2.ТРИЗ-технолог...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.

Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка...

Использование чистоговорок в речевом развитие ребёнка.

        Все мы знаем, что организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии и речевой аппарат не является его исключением. Наша с вами не только научить ре...