Консультация для родителей «Расскажи о жизни птиц весной»
консультация
Поговорите с детьми о перелетных птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazhi_o_zhizni_ptits_vesnoy.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Расскажи о жизни птиц весной»
Воспитатель: Масловская И.Ю.
Вот и закончилась холодная зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна. Всё изменилось вокруг: тёплое солнце отогревает города и сёла, журчат весёлые ручейки и повсюду слышны птичьи трели.
Приход весны издавна символизируют птицы, первыми прилетающие из теплых краев. Мы вспоминаем известное стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Травка зеленеет».
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Беседа с ребёнком о весне по вопросам:
— Что бывает весной?
— Что происходит со снегом?
— Что происходит с деревьями?
— Какие птицы прилетают из тёплых стран?
— Назовите весенние месяцы
— Назовите первый весенний цветок
— Что одевают люди весной?
С приходом весны возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. Теперь они снова могут найти корм: появляются первые насекомые, с каждым днём их становится всё больше. После мартовских оттепелей в снегу образуются проталины. На мокрой земле с осени осталось немало ягод и семян прошлогодних растений. Перелёт начинается в марте и завершается после 10 мая. Каждый вид птиц прибывает домой в своё время.
Первыми прилетают грачи – вестники весны. Они долбят клювами землю, отыскивают червей и личинок. За ними следуют стаи скворцов. Их чёрное, как у грачей, оперение украшено белыми пятнышками.
В третьей декаде марта с небесной высоты раздаётся пение жаворонков. Небольшие птички размером чуть больше воробья звонкими трелями приветствуют весну.
Дидактическое упражнение: «Закончи предложение»
• На дереве гнездо, а на деревьях … (гнёзда).
• На ветке сук, а на ветках … (сучья).
• В гнезде птенец, а в гнездах … (птенцы).
• На дворе дерево, а в лесу … (деревья).
• У птички перо, а у птичек … (перья).
Вместе с ними или в начале апреля появляются зяблики, красивые птички в серо-голубых «шапочках». Следом прилетают чибисы с задорными хохолками. Торопятся домой трясогузки. Хлопотуньи не боятся весеннего холода, отважно бегают по снегу и льду, потряхивают длинными хвостиками, ловят первых насекомых. Им надо поскорее свить гнёздышко в дупле, под крышей деревянного строения или кустах, чтобы прятаться от хищных коршунов. К апрелю возвращаются дрозды, проплывают в небе журавлиные клинья. Чуть позже на оттаявших водоёмах появляются водоплавающие птицы: чайки, цапли, гуси и утки, прекрасные лебеди. Во второй половине месяца из южных стран прибывают пеночки, мухоловки, кукушки.
Дидактическое упражнение «Один – много!» Инструкция к заданию: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч.
Один грач, а много … (грачей). Один аист, а много … (аистов). Один жаворонок, а много … (жаворонков). Один скворец, а много … (скворцов). Одна ласточка, а много … (ласточек). Один лебедь, а много … (лебедей). Один журавль, а много … (журавлей). Одна птица, а много … (птиц). Одно гнездо, а много … (гнезд).
Солнечный май время прилёта ласточек и стрижей. С приходом тепла пищи становится больше. Стремительные птицы хватают мошек, мух, комаров прямо в полёте. После середины мая возвращаются иволги. В перелесках и прибрежных зарослях появляются соловьи. Продолжительность дня увеличивается, и активность птиц возрастает.
Птицы ищут старые гнёзда и ремонтируют их, прежде чем отложить яйца. Если готовую «квартиру» найти не удаётся, они занимают естественные дупла, расщелины, ямки. Поползни и большие синицы любят селиться в дуплах, оставленных дятлами. Но многим парам приходится строить новые гнёзда. Сначала подыскивают подходящее место. Оно должно быть незаметным, недоступным для хищников, чтобы птенцам не грозила опасность. У скворцов, воробьёв и дятлов поиском занимается самец. Если выбор подруге не понравится, придётся искать другой вариант. Дятел сначала показывает самке окрестности будущего жилья, а после одобрения выдалбливает дупло. Большинство птичьих пар устанавливают границы своей территории и не пускают чужаков. Поэтому ранней весной нередко бывают драки, например, у задиристых зябликов. Они строят гнёзда в развилках стволов, маскируют кусочками коры и лишайником. Жаворонки размещаются в поле, соловьиные пары в кустарнике у реки. Иволга и свиристель предпочитают гнездиться на вершинах деревьев рядом с водоёмами. Береговые ласточки вырывают норки в прибрежных обрывах. А городские лепят гнёзда из влажной глины под карнизами домов, скрепляя их слюной. Дом для будущих птенцов должен быть прочным, тёплым и сухим, с мягким дном. Часто роли родителей распределяются: самец добывает строительный материал, самка его укладывает и вьёт гнездо. Чаще всего используются пёрышки, шерсть животных, сухой мох, корешки и стебли травы, конский волос, ветки, земля.
Дидактическое упражнение «Отгадай загадку» Инструкция к заданию: взрослый читает загадку, предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать (с опорой на картинки).
Всех прилётных птиц черней,
Друг деревьев,
Враг червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… Грач
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней.
Кто же это? Соловей
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. Ласточка
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. Скворец
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. Цапля
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. Жаворонок
Ласточки скатывают почти две тысячи крохотных комочков из глины и строят из них гнездо. Дрозды собирают в лесу гнилушки и опилки из трухлявых пней. Синицы-гаички выщипывают клювами дупло в мягкой полусгнившей древесине. Кукушки в жилье не нуждаются, они подбрасывают свои яйца другим птицам. Гнёзда разных пернатых отличаются формой, местом расположения и материалом. У крапивников они круглые, как шар, у щеглов и зябликов чашевидные. Иволга вьёт гнёздышко на верхушке дерева. Оно похоже на корзиночку, висящую между ветками. Самые простые жилища из сучьев и крупных прутьев делают грачи с аистами. В готовые гнёзда самки откладывают яйца и насиживают их до появления потомства. Часто будущие родители сменяют друг друга, поочерёдно ищут корм. Во время гнездования пернатых нельзя тревожить. Они могут испугаться и навсегда покинуть это место, тогда птенцы погибнут.
Дидактическое упражнение «Какая? Какой?» Инструкция к заданию: предложите ребёнку ответить на вопрос: «Как можно назвать журавля, если у него длинный клюв?»
У журавля длинный клюв, значит он какой? – длинноклювый.
У аиста красный клюв, значит он какой? – красноклювый.
У грача черные глаза, значит он какой? – черноглазый.
У лебедя длинная шея, значит он какой? – длинношеий.
У журавля широкие крылья, значит он какой? – ширококрылый.
У цапли длинные ноги, значит она какая? – длинноногая.
У лебедя короткие лапы, значит он какой? – коротколапый.
У грача чёрные крылья, значит он какой? – чернокрылый.
У ласточки длинный хвост, значит она какая? – длиннохвостая.
У соловья звонкий голос, значит он какой? – звонкоголосый.
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
рассмотреть вместе с ребенком перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах: скворца, ласточку, журавля, соловья, стрижа, жаворонка, грача, аиста;
закрепить обобщающее понятие «перелетные птицы»;
обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;
обратить внимание на внешний вид, отличительные особенности птиц;
рассказать, откуда весной прилетают перелетные птицы, чем питаются, и
какую пользу приносят.
РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УСВОИТЬ:
названия птиц, птенцов, названия жилища, части тела, питание;
обобщающее понятие «перелетные птицы» (живут в лесу, в городе, сами по себе) заботятся: добывают пищу, сами себя лечат, сами строят жилище; осенью улетают зимовать в теплые края, весной возвращаются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."
Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...
Консультация для родителей «Расскажите дома детям о птицах»
В консультации сообщается о возможности рассказать детям о перелетных птицах, как ее правильно донести до ребенка, на какие вопросы опираться....
Консультация для родителей Расскажем детям о весне
Методический материал для родителей ДОУ по теме Что рассказать детям о весне...
Консультация для родителей "Расскажите детям о весне"
Консультация для родитеелй о весне...
Консультация для родителей " Расскажите детям о весне"
Данная консультация содержит стихи, игры, беседы о весне....
Беседа с детьми средней группы на тему: "Жизнь птиц весной"
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах"...
"О жизни птиц весной"
Вот и закончилась холодная зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна. Всё изменилось вокруг: тёплое солнце отогревает города и сёла, журчат весёлые ручейки и повсюду слышны птич...