Консультация для родителей «Расскажи о жизни птиц весной»
консультация

Масловская Ирина Юрьевна

Поговорите с детьми о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazhi_o_zhizni_ptits_vesnoy.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Расскажи о жизни птиц весной»

Воспитатель: Масловская И.Ю.

Вот и закончилась холодная зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна. Всё изменилось вокруг: тёплое солнце отогревает города и сёла, журчат весёлые ручейки и повсюду слышны птичьи трели.

Приход весны издавна символизируют птицы, первыми прилетающие из теплых краев. Мы вспоминаем известное стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Травка зеленеет».

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Беседа с ребёнком о весне по вопросам:

— Что бывает весной?

— Что происходит со снегом?

— Что происходит с деревьями?

— Какие птицы прилетают из тёплых стран?

— Назовите весенние месяцы

— Назовите первый весенний цветок

— Что одевают люди весной?

С приходом весны возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. Теперь они снова могут найти корм: появляются первые насекомые, с каждым днём их становится всё больше. После мартовских оттепелей в снегу образуются проталины. На мокрой земле с осени осталось немало ягод и семян прошлогодних растений. Перелёт начинается в марте и завершается после 10 мая. Каждый вид птиц прибывает домой в своё время.

Первыми прилетают грачи – вестники весны. Они долбят клювами землю, отыскивают червей и личинок. За ними следуют стаи скворцов. Их чёрное, как у грачей, оперение украшено белыми пятнышками.

В третьей декаде марта с небесной высоты раздаётся пение жаворонков. Небольшие птички размером чуть больше воробья звонкими трелями приветствуют весну.

Дидактическое упражнение: «Закончи предложение»

• На дереве гнездо, а на деревьях … (гнёзда).

• На ветке сук, а на ветках … (сучья).

• В гнезде птенец, а в гнездах … (птенцы).

• На дворе дерево, а в лесу … (деревья).

• У птички перо, а у птичек … (перья).

Вместе с ними или в начале апреля появляются зяблики, красивые птички в серо-голубых «шапочках». Следом прилетают чибисы с задорными хохолками. Торопятся домой трясогузки. Хлопотуньи не боятся весеннего холода, отважно бегают по снегу и льду, потряхивают длинными хвостиками, ловят первых насекомых. Им надо поскорее свить гнёздышко в дупле, под крышей деревянного строения или кустах, чтобы прятаться от хищных коршунов. К апрелю возвращаются дрозды, проплывают в небе журавлиные клинья. Чуть позже на оттаявших водоёмах появляются водоплавающие птицы: чайки, цапли, гуси и утки, прекрасные лебеди. Во второй половине месяца из южных стран прибывают пеночки, мухоловки, кукушки.

Дидактическое упражнение «Один – много!» Инструкция к заданию: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч.

Один грач, а много … (грачей). Один аист, а много … (аистов). Один жаворонок, а много … (жаворонков). Один скворец, а много … (скворцов). Одна ласточка, а много … (ласточек). Один лебедь, а много … (лебедей). Один журавль, а много … (журавлей). Одна птица, а много … (птиц). Одно гнездо, а много … (гнезд).

Солнечный май время прилёта ласточек и стрижей. С приходом тепла пищи становится больше. Стремительные птицы хватают мошек, мух, комаров прямо в полёте. После середины мая возвращаются иволги. В перелесках и прибрежных зарослях появляются соловьи. Продолжительность дня увеличивается, и активность птиц возрастает.

Птицы ищут старые гнёзда и ремонтируют их, прежде чем отложить яйца. Если готовую «квартиру» найти не удаётся, они занимают естественные дупла, расщелины, ямки. Поползни и большие синицы любят селиться в дуплах, оставленных дятлами. Но многим парам приходится строить новые гнёзда. Сначала подыскивают подходящее место. Оно должно быть незаметным, недоступным для хищников, чтобы птенцам не грозила опасность. У скворцов, воробьёв и дятлов поиском занимается самец. Если выбор подруге не понравится, придётся искать другой вариант. Дятел сначала показывает самке окрестности будущего жилья, а после одобрения выдалбливает дупло. Большинство птичьих пар устанавливают границы своей территории и не пускают чужаков. Поэтому ранней весной нередко бывают драки, например, у задиристых зябликов. Они строят гнёзда в развилках стволов, маскируют кусочками коры и лишайником. Жаворонки размещаются в поле, соловьиные пары в кустарнике у реки. Иволга и свиристель предпочитают гнездиться на вершинах деревьев рядом с водоёмами. Береговые ласточки вырывают норки в прибрежных обрывах. А городские лепят гнёзда из влажной глины под карнизами домов, скрепляя их слюной. Дом для будущих птенцов должен быть прочным, тёплым и сухим, с мягким дном. Часто роли родителей распределяются: самец добывает строительный материал, самка его укладывает и вьёт гнездо. Чаще всего используются пёрышки, шерсть животных, сухой мох, корешки и стебли травы, конский волос, ветки, земля.

Дидактическое упражнение «Отгадай загадку» Инструкция к заданию: взрослый читает загадку, предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать (с опорой на картинки).

Всех прилётных птиц черней,

Друг деревьев,

Враг червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… Грач

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это? Соловей

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. Ласточка

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. Скворец

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. Цапля

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. Жаворонок

Ласточки скатывают почти две тысячи крохотных комочков из глины и строят из них гнездо. Дрозды собирают в лесу гнилушки и опилки из трухлявых пней. Синицы-гаички выщипывают клювами дупло в мягкой полусгнившей древесине. Кукушки в жилье не нуждаются, они подбрасывают свои яйца другим птицам. Гнёзда разных пернатых отличаются формой, местом расположения и материалом. У крапивников они круглые, как шар, у щеглов и зябликов чашевидные. Иволга вьёт гнёздышко на верхушке дерева. Оно похоже на корзиночку, висящую между ветками. Самые простые жилища из сучьев и крупных прутьев делают грачи с аистами. В готовые гнёзда самки откладывают яйца и насиживают их до появления потомства. Часто будущие родители сменяют друг друга, поочерёдно ищут корм. Во время гнездования пернатых нельзя тревожить. Они могут испугаться и навсегда покинуть это место, тогда птенцы погибнут.

Дидактическое упражнение «Какая? Какой?» Инструкция к заданию: предложите ребёнку ответить на вопрос: «Как можно назвать журавля, если у него длинный клюв?»

У журавля длинный клюв, значит он какой? – длинноклювый.

У аиста красный клюв, значит он какой? – красноклювый.

У грача черные глаза, значит он какой? – черноглазый.

У лебедя длинная шея, значит он какой? – длинношеий.

У журавля широкие крылья, значит он какой? – ширококрылый.

У цапли длинные ноги, значит она какая? – длинноногая.

У лебедя короткие лапы, значит он какой? – коротколапый.

У грача чёрные крылья, значит он какой? – чернокрылый.

У ласточки длинный хвост, значит она какая? – длиннохвостая.

У соловья звонкий голос, значит он какой? – звонкоголосый.

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

рассмотреть вместе с ребенком перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах: скворца, ласточку, журавля, соловья, стрижа, жаворонка, грача, аиста;

закрепить обобщающее понятие «перелетные птицы»;

обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

обратить внимание на внешний вид, отличительные особенности птиц;

рассказать, откуда весной прилетают перелетные птицы, чем питаются, и

какую пользу приносят.

РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УСВОИТЬ:

названия птиц, птенцов, названия жилища, части тела, питание;

обобщающее понятие «перелетные птицы» (живут в лесу, в городе, сами по себе) заботятся: добывают пищу, сами себя лечат, сами строят жилище; осенью улетают зимовать в теплые края, весной возвращаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."

Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...

Консультация для родителей «Расскажите дома детям о птицах»

В консультации сообщается о возможности рассказать детям о перелетных птицах, как ее правильно донести до ребенка, на какие вопросы опираться....

Консультация для родителей Расскажем детям о весне

Методический материал для родителей ДОУ по теме Что рассказать детям о весне...

Консультация для родителей "Расскажите детям о весне"

Консультация для родитеелй о весне...

Консультация для родителей " Расскажите детям о весне"

Данная консультация содержит стихи, игры, беседы о весне....

Беседа с детьми средней группы на тему: "Жизнь птиц весной"

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах"...

"О жизни птиц весной"

Вот и закончилась холодная зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна. Всё изменилось вокруг: тёплое солнце отогревает города и сёла, журчат весёлые ручейки и повсюду слышны птич...