Шпаргалка для родителей "Дыхательная гимнастика"
консультация

Шпаргалка для родителей "Дыхательная гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не проговаривает их целиком.

 Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.

Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Все упражнения дыхательной гимнастики в логопедии строятся на вдохах-выдохах и задержках дыхания. Чтобы детям было интересно их выполнять, специалисты вносят в занятия игровые элементы. 

Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. 

Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.

Дыхательные игровые упражнения

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.

Вариант 1. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Вариант 2. Через несколько занятий усложните упражнение: пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на нижнюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок.

Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию свистящих звуков.

Фокус

На кончик носа ребенка кладете маленький кусочек ватки.

Затем предлагаете ребенку высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх).

Чей пароход дольше гудит?

Дайте ребенку чистый пузырек (колпачок от фломастера  и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

Покатай карандаш

Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, катушку от ниток и т.п.).

Гуси шипят

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке ш–ш-швыпрямиться - вдох (выполнять 5-6 раз).

Сдуй шарик

Исходное положение: стоя на ковре, руки расставлены широко в стороны.

Произносим длительно звук ф–ф-ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается.

В конце произнесения звука дети должны обнять себя за плечи – шарик сдулся.

Добирать воздух нельзя. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов

Дровосек

Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произнесением слова «ух-х-х».

Лесенка

Перед детьми на доске - картинка или макет лесенки. Ставим на каждую ступеньку фигурку животного, птицы, насекомого и др.  Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

«Во дворе стоит лесенка. У неё пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (дети произносят низким и громким голосом: «Ав-ав-ав»).

На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети произносят более тихим и более высоким голосом: «Мяу-мяу-мяу»).

На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: «Ку-ка-ре-ку»).

На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал (дети произносят низким и тихим голосом: «Ж-ж-ж»).

На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку (дети произносят тихим и высоким голосом: «З-з-з»).


Дыхательно-голосовые упражнения

на материале слов.

Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.

Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговариванию.

Вариант 1. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

Вариант 2. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.

Дыхательно-голосовые упражнения

на материале предложений, фраз.

Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

 «Цветы». Ставим в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

МБДОУ «Детский сад №17 «Сказка»

Дыхательная гимнастика

Учитель-логопед

Соболева Елена Александровна

г. Камень-на-Оби,

2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка — это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сде...

Работа с родителями.Для оформления : различные тематические шпаргалки, анкеты для 2 мл.группы

Работа с родителямиЗадачи работы с родителями1.   Повышение педагогической культуры родителей:положительное отношение к воспитателю;наличие теоретических знаний;наличие практических зн...

Шпаргалка для пеагогов "КАк снять эмоциональное напряжение"

Практические упражнения для педагогов как снять эмоциональное напряжение....

Пальчиковая гимнастика. Шпаргалка для мам и пап.

Пальчиковые игры ,в которые можно поиграть с ребенком дома....

Артикуляционная гимнастика. Буклет-шпаргалка для родителей.

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро,надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. Для того чтобы научиться правильно говорить все звуки, необ...

Артикуляционная гимнастика. Шпаргалка для родителей

Артикуляционная гимнастика -необходимое условие для дальнейшего формирования артикуляционного уклада и постановки звуков. Выполнять ее нужно каждый день. Пусть в самом начале упражнений будет немного,...