Консультация «Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка»
презентация к уроку (младшая группа)

Трифонова Ирина Ильинична

Слайд 1.При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста, большое значение необходимо уделять сенсорному развитию. Сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

Слайд 2.Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве. Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы.

В настоящее время существует большое разнообразие сенсорных пособий, стимулирующих зрительное, тактильное, обонятельное ощущения, слуховое восприятие.

Слайд 3.Отличное развивающее средство, не имеющее возрастных ограничений и каких – либо противопоказаний, которое можно сделать из того, что есть под рукой – это сенсорная коробочка. Попросту говоря, сенсорная коробочка – любая удобная емкость, наполненная интересным содержанием. Для основы можно взять коробочку из – под обуви, мелкой бытовой техники, купить прозрачный контейнер в магазине товаров для дома, даже использовать глубокую миску или тазик. Наполнять такую «коробку» можно чем угодно, все зависит от ваших целей и желаний.

Слайд 4.Чем полезна сенсорная коробка:

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…), обогащает малыша новыми впечатлениями,
  • Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры. создает большое пространство для творчества;
  • Помогает детям снимать напряжение и успокаивает.
  • Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

Слайд 5.Преимущества сенсорной коробки.

  • Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:
  • не занимают много времени на подготовку;
  • не занимают много места;
  • практически не требуют вложений;
  • предоставляют множество возможностей для обучения.

Слайд 6.  Правила создания Сенсорной коробки

  •  Очень важное правило о построении

сенсорных коробок – НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ!  Нет неправильного способа построения сенсорной коробки.

  • Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы занятий.
  • Дети не должны ограничиваться только периметром коробки.
  • Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.
  • Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых. предостережение: перед созданием сенсорных коробок
  • Убедитесь, что у детей нет аллергии на какой-либо компонент.

Слайд 7.

Чем можно наполнить волшебную коробку?

- Бумагой, салфетками.

- Макаронами, рисом, фасолью, гречкой или другой крупой.

- Кофе в зернах.

- Бусинами и пуговицами.

- Лентами, кружевами, веревочками, тесемками.

-  Маминой бижутерией.

- Природными материалами (в зависимости от сезона) – каштанами, орехами, листьями, травой, сеном.

- Ватой, мягкими шариками, вязаными помпонами.

- Мелкими игрушками.

- Водой, льдом.

 - Пластмассовыми бутылочками от йогуртов, контейнерами от шоколадных яиц с сюрпризами, разноцветными крышечками.

- Кусочками ткани, маленькими моточками пряжи.

 Понадобятся РАЗЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: игрушки и предметы;

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕСЫПАНИЯ, ПЕРЕЛИВАНИЯ: совочки, ложки,

формочки, ведерки и так далее.

Слайд 8. Условно сенсорные коробки   разделили  на 3 группы.

Сенсорные коробки по цветам (сначала  основные цвета)

Слайд 9.

Сенсорные коробки с разными наполнителями (крупа, шишки, каштаны, жёлуди и другие безопасные наполнители)

Слайд 10.

Тематические сенсорные коробки («На лугу», «Море», «На ферме», «Стройка», «Космос» и т.д.)

Слайд 11.

В группе раннего возраста были созданы следующие тематические сенсорные коробки: «Морская», «На ферме», «Зима».

Какие игры можно проводить с сенсорными коробками?

Игра «Морская»

Цель игры: развитие понимание речи, вызывание звукоподражаний, составление простых фраз и предложений, формирование дыхания, развитие моторики рук.

 

Оборудование: большой пластиковый контейнер (коробка), теплая вода, фигурки морских обитателей (рыбки, русалка), камешки, ракушки, коктейльная трубочка.

Описание игры: Знакомим ребенка с коробкой и персонажами игры,

проговаривая фразы: «Это вода, это рыба, кидай в воду рыбу, » и т.д. Во время игры проговариваем другие простые фразы (Тут рыба, тут камни, ищи рыбу, ищу рыбу, кидай камень, кидаю камень).

 Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.

 

Слайд 12.Игровой момент «Буря». Через это упражнение развиваем сильный выдох ртом (важный момент в становлении речи). Опустив коктейльную трубочку в воду, делаем "бурю". Можно добавить в воду жидкое мыло, тогда появится множество «волшебных пузырей». Проговариваем слова и фразы (дуй, дую, дуй сюда, дуй на рыбу, дуй на русалку, дуй на воду, тут пузыри, буря).

 

Слайд 13.Игра «Зима» - игра развивает усидчивость, мелкую моторику, фантазию. А также помогает закреплять приметы времени года.

Слайд 14.Игра «На ферме. Домашние животные»

Цель игры: вызывание звукоподражаний и простых слов: му-му, Маня, но-но, и-го-го, пони, ме-ме, коза, бе-бе, иа-иа, ам-ам.

 Описание игры: Даем животным простые имена и названия (Маня, Беша, пони, ослик ИА и т.д.). Учим ребенка подражать голосам животных (Маня му-му, Беша бе-бе и т.д.), кормим животных (Маня ам-ам, коза ам-ам).

Важно сочетать звукоподражания и слова с игровыми действиями –«Маня идет топ-топ», «Маня ест ам-ам.

Также у нас появились сенсорные коробки с различными наполнителями.

Слайд 15. «Маленький художник»  предложить нарисовать какие-нибудь легкие предметы (солнышко, волны, домик) пальчиками. Также можно предложить детям порисовать на крупе.

Слайд 16. «Разложи по цвету» - данная игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета.

Слайд 17. «Сортируем крупу» - в мелкой крупе ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки.

Игра  «Прячем ручки» направлена не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с материалом. Здесь же отрабатываем слова: прячь, ищи, где, вот, нет, здесь и т.д.

.В игре «Пересыпаем крупу»  ребенок слушает и сравнивает звук от каждой крупы, например, от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучный. Развивается слух, что немаловажно для дальнейшей речевой работы. Используем слова: слушай, как, смотри, тихо и т.д.

Слайд 18 «Ищем игрушки»- в крупе ищем игрушки мелкие и выкладываем на тарелку. Эта игра развивает мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Слайд 19. «Найди то, что назову»-ребенок выполняет задание по словесному указанию или по показу.

Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.

Слайд 20 -21.« Сортировка предметов»

Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.

Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр.

Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.

 Вывод: Использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_korobochkiiii.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорные коробки, как тренажер для активизации речи ребенка Подготовила воспитатель: Трифонова И.И.

Слайд 2

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сухомлинский В.А. Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться .

Слайд 3

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка. По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой – дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри.

Слайд 4

Сенсорная коробка развивает в детях концентрацию, воображение, любопытство, моторику рук; способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольников, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности; активизирует мозговую деятельность

Слайд 5

Преимущества сенсорной коробки. Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать: не занимают много времени на подготовку; не занимают много места; практически не требуют вложений; предоставляют множество возможностей для обучения.

Слайд 6

. Правила создания сенсорной коробки Очень важное правило о построении сенсорных коробок – НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ ! Нет неправильного способа построения сенсорной коробки. Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы занятий. Дети не должны ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки. Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых. предостережение: перед созданием сенсорных коробок УБЕДИТЕСЬ, ЧТО У ДЕТЕЙ НЕТ АЛЛЕРГИИ НА КАКОЙ-ЛИБО КОМПОНЕНТ.

Слайд 7

Для создания сенсорной коробки понадобится ЁМКОСТЬ: . НАПОЛНИТЕЛЬ:

Слайд 8

Условно сенсорные коробки разделили на 3 группы . Сенсорные коробки по цветам (сначала основные цвета)

Слайд 9

Сенсорные коробки с разными наполнителями ( крупа, шишки, каштаны, жёлуди и другие безопасные наполнители )

Слайд 10

Тематические сенсорные коробки

Слайд 11

В 1 младшей группе «Сказка» были созданы сенсорные коробки по следующим темам: Вот оно какое море! Разноцветно-голубое Волнами шумящее, Чайками кричащее, Чистое, солёное, Тёплое, рифлёное. С небом обнимается, Солнцу улыбается!.. «Морская»

Слайд 12

Игровой момент «Буря».

Слайд 13

«Зима» Белый снег летит с небес, Может кто туда залез? И бросает льдинки, Белые снежинки Это всё зима шалит, Снегом всё запорошит.

Слайд 14

Мы вчера на ферме были Животных всех видали, Только нас предупредили , Чтоб их не обижали! « Ферма »

Слайд 15

« Маленький художник

Слайд 16

« Разложи по цвету »

Слайд 17

«Сортируем крупу », «Пересыпаем крупу»

Слайд 18

«Ищем игрушки»

Слайд 19

«Найди то, что назову »

Слайд 20

«Сортировка предметов.»

Слайд 22

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Общение - основа речевого развития"

Консультация для родителей "Общение - основа речевого развития"...

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»...

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»...

Консультация для родителей “Рекомендации по речевому развитию ребенка”

Основа грамотной, образной речи закладывается в детстве, когда ребенок особенно восприимчив к родной речи, к ее изобразительным средствам, что соответствует образности его мышления. Необходимо воспиты...

Сообщение на ММО на тему: «Сенсорная коробка как основа речевого развития ребёнка»

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды....

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...

Сенсорное воспитание, как основа умственного развития ребенка

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание, как основа умственного развития ребенка"...