"что такое нейрогимнастика и чем она полезна"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»
Современный мир стремительно меняется. Ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, уметь контактировать с окружающими.
Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т. д.). Дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур мозга. Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игровой деятельности, психологический климат в семье.
Помочь в коррекции такого поведения могут нейропсихологические упражнения для детей.
Нейропсихология – это сравнительно молодое направление. Оно исследует связи между работой мозга и происходящими психическими процессами. Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами. Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. (С некоторыми из них вы знакомы. Какие-то будут для вас новыми.)
Основные виды:
Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости. Универсальным в нейропсихологии является обучение детей четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. (сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо).
Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности. Слежение глазами идет за предметом. Для привлечения внимания детей используются яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. Вначале он следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем — за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе. Во время упражнений взрослый следит за плавностью движения взгляда ребенка и стабильным удержанием его на предмете.
Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).
Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением (артикуляционная гимнастика выполняется с движениями рук).
Упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обоих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации.
Упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей.
Упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно. Отработка таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших дошкольников.
Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору.
Приведем пример упражнений в занятиях с детьми старшего дошкольного возраста:
«Зеркало». Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку, что, если встать лицом друг к другу, право и лево меняются.
1) По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т. д.
2) Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. При этом, если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.
3) Взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок командует и проверяет правильность выполнения задания. Взрослый выполняет задание. Чтобы сделать упражнение более эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.
«Робот в поисках клада». Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого. Взрослый напоминает ребенку, что такое приставной шаг, отрабатывая с ним: количество шагов; вид шагов (большие, средние, маленькие); направление движения (вперед, назад, вправо, влево, поворот направо, поворот налево); с какой ноги нужно сделать шаг.
1) Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед», ты сделаешь шаг вперед. Если я скажу «два шага влево», ты сделаешь два шага влево. Если я скажу «большие шаги», ты делаешь большие и т. д.».
2) Если ребенок хорошо усвоил это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды, например: «шаг вперед; затем поворот направо; четыре маленьких шага вперед; три больших шага назад, начиная с правой ноги и т. д.». В конечной точке поисках клада, лежит сюрприз.
Для развития внимания предлагаются следующие упражнения:
«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.
«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах, что в свою очередь формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое нейрогимнастика?
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхатель...
Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
laquo;Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»Современный мир стремительно меняется. Ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, уметь контактир...
"Что такое :нейрогимнастика"
Консультация для родителей и педагогов...
Что такое нейрогимнастика?
Нейрогимнастика — это гимнастика для мозга, способствующая развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка при помощи выполнения определенных движений. Причё...
Работа с родителями Консультация "Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?"
В случае раннего использования нейрогимнастики поможет родителям корректировать те или иные психофизиологические нарушения....
Что такое нейрогимнастика
Консультация "Что такое нейрогимнастика"...
Консультация для воспитателей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»
Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции), которая состоит из универсальной системы упражнений для развития мозга и...