Консультация для родителей "О музыкальном воспитании детей"
консультация
Консультация для родителей "О музыкальном воспитании детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_muzykalnom_vospitanii.docx | 23.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МИР МУЗЫКИ» (средняя, старшая, подготовительная группы.)подготовила Дудорова М.В.
«Создание театра в детском саду».
Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не повсеместное. Это замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но
и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посеща-
ющего дошкольное учреждение. Создание детского театра в дошкольном учреждении – решение не однозначное. Так, например, некоторые деятели профессиональных театров
возражают против театрализованных занятий с детьми, объясняя это «порчей, дезориента-
цией и развращением будущих зрителей», утверждая, что перед профессиональным теат-
ром и театром в детском саду стоят диаметрально противоположные цели и задачи.
Их точку зрения поддерживает педагог А.П.Ершова, приводящая такие аргументы, как:
- разные цели, стоящие перед профессиональным театром и спектаклями в детском учреж-
дении;
- панический страх самих детей перед участием в таком ответственном мероприятии, как
спектакль, которое является сильнейшим стрессом для них;
- вред, наносимый дошкольнику похвалами вроде «ты – хороший актер», которые скорее навредят ребенку, чем помогут.
С этими тезисами можно поспорить. Когда задумывался театр в нашем детском саду, то цель его мы видели в дальнейшем художественно-эстетическом развитии детей посредст-
вом театрального искусства. Если академические театры играют спектакли для зрителя, нет зрителя – нет театра. То для театра, где играют дети, важен, в первую очередь, сам факт игры. Мы ставим спектакли для себя, и только потом уже для зрителя юного и для
зрителя взрослого. Что касается качества спектаклей, то на наш взгляд, в ДОУ ставится
достаточно большое число удачных постановок с участием детей, чем кажется многим пе-
дагогам и деятелям театра. Заходите, хотя бы иногда, в те группы детского сада, где взрос-
лые и дети увлечены театрализованной деятельностью, и вы убедитесь в этом сами.
Что касается детского страха перед выходом на сцену, то среди наших воспитанников мы его не видели. Волнение, переживание – да. Но, согласитесь, это нормальное состояние любого человека, связанного с публичной деятельностью. Боязнь сделать что-то не то на сцене мы предвосхищаем в беседах с ребятами, когда объясняем им, что они пока еще дети: «Это взрослые профессиональные актеры умеют собраться, настроиться на игру, даже если настроения нет или что-то где-то болит. Мы с вами пока только учимся
разыгрывать на сцене самые разные истории. У кого-то уже хорошо получается это де-
лать, а у кого-то еще пока нет. И это нормально, так оно и должно быть». При таком наст-
рое ребенок будет испытывать лишь здоровое творческое волнение перед выходом на сце-
ну и радость ожидания предстоящего действа.
Относительно похвалы, то мы не произносим при детях слова « ты – хороший актер»
или « какой ты талантливый». Никакой лишней похвалы в адрес конкретного ребенка – актера: ведь если сегодня у него получилась роль, он рад и горд за себя, то в следующий раз все может пройти далеко не столь гладко. Анализируя после сыгранного спектакля вы-
ступление ребят, отмечаем, насколько тот или иной ребенок был выразителен в своей ро –
ли, что видел партнеров по сцене или не растерялся и нашелся, когда кто-то забыл нуж –
ный текст. Мы хвалим воспитанников за то, что они порадовали и себя, и нас, педагогов, удачной совместной игрой на сцене, и тех, кто пришел смотреть спектакль.
Таким образом, в вопросе нужности или ненужности детского театра каждый может
придерживаться той или иной точки зрения. Однако если в ДОУ решают, что театр все же
должен быть у них, то это значит, что педагоги готовы к сложностям, которые неизбежно
возникают при его создании.
При создании детского театра в нашем ДОУ основной акцент ставится на жанр му –
зыкальной сказки. В таких спектаклях всегда много музыки, песен и танцев. Продолжительность спектаклей составляет от 20 (если участвует небольшая группа детей)
до 40 мин. (если участвует большая группа детей).
Основной и важнейшей формой является обычное рядовое занятие по театрализован
ной деятельности, на котором все воспитанники занимаются речевыми упражнениями, выполняют различные задания по развитию пластики, играют в театрализованные игры,
решают разного рода проблемы (включая психологические, коммуникативные и т.д.).
Спектакль – не частое событие в детском саду (не более 1-2 спектаклей в год ), и к этой форме работы привлекаются, в первую очередь, дети, у которых наблюдаются определенные успехи, имеются природные задатки. Выступая на сцене перед товарищами, они показывают им образцы живого, выразительного, свободного существования на сцене
И зритель с удовольствием смотрит их хорошо исполненные танцевально – вокальные номера, ему нравится выразительно звучащая со сцены речь, он может легко и быстро по-
грузиться в мир сказки. Ведь назначение спектакля как одной из форм театрализованной
деятельности в ДОУ – помощь в художественно-эстетическом развитии и формирова-
нии нравственных основ личности ребенка.
Порой родители не прислушиваются к педагогам, которые пытаются объяснить, что не стоит давать роли детям, которые имеют, к примеру, дефекты речи. Во-первых, зрители
не всегда смогут разобрать произнесенные им слова, и это будет мешать им воспринимать
спектакль. Во-вторых, из-за неправильного произнесения слов малыш может стать объек-
том насмешек других детей, которым эти речевые проблемы не знакомы. Дети порой быва
ют довольно жестокими, и мы, взрослые, это знаем. Поэтому нельзя подвергать ребенка с
проблемами такого рода лишним испытаниям. Иногда бывает и так, что ребенок может вполне успешно выполнять коллективные задания на обычных занятиях по театрализован-
ной деятельности, но замыкается, краснеет, покрывается испариной, если эти же действия предлагаем ему выполнить самостоятельно, на глазах у всего детского коллектива. Родители же, наблюдая за игровыми действиями ребенка лишь в домашней или очень знакомой обстановке, уверены в его актерских способностях. Эту проблему мы решаем по-разному. Один из вариантов в нашей практике применялся такой: чтобы избежать непонимания со стороны родителей, беседовали с ними о психологических особенностях данного ребенка, предлагали посетить занятия и увидеть все своими глазами. Мы не ставим крест на таких детях: не форсируя событий, наблюдаем за ними и создаем условия в рамках занятий для преодоления зажатости, скованности. Ребенок, чувствующий себя спокойно и уверенно только при совместном выполнении заданий и упражнений, постепенно учится играть в подгруппе, выполнять задания в паре, а затем индивидуально. Так, шаг за шагом, мы помогаем ему в преодолении трудностей, мешающих ему в дальнейшем развитии особенностей своей психики. В работе над постановками больших спектаклей требовались длительные и продолжительные репетиции. Дети во время таких репетиций быстро утомляются, теряется радостное волнение от работы над ролью, отдель- ными сценами. Прогоны спектакля занимают 50 – 60 мин., а это недопустимо на занятиях
с детьми 6-7 лет. С другой стороны, нельзя выпускать спектакль, если он репетировался только с частью детей и только фрагментарно, отдельными сценами. У ребят в таком случае не сложится цельное восприятие спектакля. Мы постарались найти удачное решение, которое прежде всего наилучшим образом соответствовало бы потребностям детей и их возрасту. Разработали технологию занятий по театрализованной деятельности для двух возрастов: 4-5 лет и для 6-7 лет. Условно назвали – младшая и старшая группы. А чтобы дети 4-5 лет не обижались на слово «младшие», т.к. они, конечно же, считают себя «большими», решили дать своим подгруппам названия. Так в театральной студии «Золотой ключик» появилось 2 подгруппы: «Лучики» и «Солнышко».
Театральные занятия уже сами по себе интересны. Они вмещают в себя и игры с пальчи-
ками, несложные ролевые игры, игры-забавы, разучивание и обыгрывание потешек, мини-
сценок, ситуативных зарисовок. Особое внимание уделяется кукловождению и различным
этюдам: это и пластический этюд, и этюдные зарисовки, и элементы психогимнастики и многое другое. Ребята получают знания о различных видах театра, о его жанрах, об основ-
ных театральных профессиях. Детям такие занятия доставляют не только массу удоволь-
ствия, но и обогащают их новыми впечатлениями, знаниями, умениями и навыками. Ком-
муникативные игры помогают детскому общению, раскрепощают ребенка, наполняют его радостными эмоциями. После таких занятий детям было интересно и свободно играть в ра
зличных постановках, а, порой и просто общаться со сверстниками. Детям предоставляет-
ся возможность реализовать свой творческий потенциал, просто выразить себя, попробо-
вать свои силы в воплощении творческих замыслов, или просто с удовольствием разыгры-
вать сказку или историю. И, конечно же, как благодарны бывают наши воспитанники, если чувствуют заинтересованность и поддержку своих родных. Это совместное сопережи
вание рождает самые счастливые моменты в жизни ребенка. Папа каждый вечер с удоволь
ствием выслушивает репетиционные подробности, мама помогает в оттачивании интона-
ций реплик и фраз, бабушка с упоением шъет костюм, даже деду нашлось занятие по вы-
ходным и вечерам: он трудится над атрибутом, необходимым в спектакле: вырезает клюш
ку – посох Лесовичку или мастерит лук и стрелы для Царевича. А награда за все эти старания – счастливые глаза малыша и сплочение такой дорогой и дружной семьи. Так что детский театр – это прекрасно!
КАТАЛОГ ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ.
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду». Методические рекомендации. М. 2009 г.
- Буренина А. И. « Театр всевозможного» вып. 1. «От игры до спектакля»: учебно-методическое пособие. СПб., 2002 г.
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста. СПб, 2000 г.
- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет». Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.
- Девятова Т.Н. «Звук – волшебник» материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М., 2006 г.
- Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольников» М. , 1985 г.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника. РОСИНКА. В мире прекрасного». Программно-методическое пособие, М., 2003 г.
- Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.» М., 2007 г.
- Васильева М.А., Гербова В.В. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. 2005 г.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» авторская программа и методические рекомендации. М., 2009 г.
- Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет. СПб., 2007 г.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр.», Программа «Театр, творчество, дети.» пособие для воспитателей, муз. руководителей, педагогов доп. образования детских садов. М., 2004 г.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально-игровая гимнастика для детей. учебно-методическое пособие. СПб., 2001 г.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика», М., 1990 г.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., 2001 г.
- «Эстетическое воспитание в детском саду» пособие для воспитателей детского сада под ред. Ветлугиной Н.А. , М., 1985 г.
- Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2007 г.
- сост. Барсукова Н.Г., Суворова В.М. «Музыка в детском саду» планирование, тематические занятия, комплексные занятия. Волгоград, 2009 г.
- Картушина М.Ю. «Праздники для детей и взрослых» М., 2007 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Топ, топ, каблучок» (4 выпуска), пособие, СПб, 2005 г.
- сост. Вайнфельд О.А. «Музыка, движение, фантазия.» метод. пособие , СПб, 2000 г..
- Алексеева И., Каплунова И., «Карнавал игрушек» пособие, СПб., 2007 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб., 2003 г.
- Суворова Т.И.»Танцевальная ритмика для детей» авторская программа. СПб., 2006
- Юдина С. « Мои любимые праздники» пособие, (сказки, инсценировки игр и др.) СПб.,2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, ...
Консультация для родителей : "Музыкальное воспитание детей в семье"
Дошкольное детство... «От меня до пятилетнего ребенка - один шаг, а от пятилетнего ребенка до новорожденного громадное расстояние» - так образно выразил Л.Н.Толстой мысль о своеобразии и неповто...
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание детей в семье"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание детей в семье"
В детском саду...
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей в семье»
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей в семье»...