Влияние семьи на развитие ребенка
консультация
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.От того, что мы (взрослые) передаём в дар другому поколению и как мы это делаем, зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье живущих рядом с нами детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_1.docx | 19.99 КБ |
chast_2.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семьи на развитие ребенка (Часть 1)
Подготовила педагог-психолог Климова О.С.
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Семья выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка.
Семья для ребенка – это его рождение и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Многие согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
ВНИМАНИЕ!!!
Огромное влияние «родительское отношение» на развитие личности ребёнка имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте для развития личности ребенка важно благоприятное родительское отношение, так как на его основе формируется самоотношение ребенка, его самооценка.
От того, что мы (взрослые) передаём в дар другому поколению и как мы это делаем, зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье живущих рядом с нами детей.
Основные принципы влияния родителей на ребенка:
- Родители являются основным источником жизненного опыта
- Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
- Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
- Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.
- Семья обеспечивает чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования
- Морально – психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя
Е С Л И | – ребёнок живет в атмосфере критики, он учится порицать. – ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать. – ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться. – ребенок окружен жалостью, он, учится жалеть самого себя. – ребенок окружен насмешками, он учится робеть. – ребенок окружен ревностью, он учится завидовать. |
Е С Л И | – ребенка хвалят, он учится быть благодарным. – ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. – ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель. – вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости – ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым. – ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. |
КАК СОХРАНИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Вовлечение в позитивную деятельность, адекватную интересам, способностям, психическому развитию и достаточную для полноценной самореализации личности Я СПОСОБЕН! Я МОГУ! Я ХОЧУ!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Находите больше возможностей привлекать детей к труду: дома, вне дома, в помощь школе.
- Используйте свободное время вместе с детьми для их духовного обогащения, воспитания любви и бережного отношения к природе, приучения к труду, расширения познавательных и эстетических интересов.
- Помните, что Вы являетесь первым примером для своих детей, в Вас они хотят находить лучшие человеческие качества.
- Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии, будьте тактичны. Уважайте личность ребенка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия. Заведите хорошие традиции в семье: чем больше хороших традиций, тем содержательнее, радостнее атмосфера, в которой живет семья.
- Способствуйте развитию у Ваших детей гуманных, товарищеских и дружеских взаимоотношений, культурного поведения. Готовьте ребенка к тому, чтобы он принимал активное участие в жизни школы. Приучайте детей к здоровому режиму дня, рациональному питанию, добивайтесь того, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, занимались спортом, бывали на свежем воздухе.
Предварительный просмотр:
Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка (Часть 2)
Подготовила педагог-психолог Климова О.С.
На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок, в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.
Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.
Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение имеет тип отношений между родителем и ребенком. Какими же бывают отношения между родителями и детьми. Существуют различные типы детско – родительских отношений.
Авторитарный тип + чрезмерная требовательность
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания, и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
- у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
- ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
Возможные последствия:
• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;
• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;
• ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят;
• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу;
• вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен, управляем;
• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Мотивы поведения родителей:
• На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.
• Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь»). Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить тревогу;
- они ощущают себя «сделавшим все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
- до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
Возможные последствия:
- ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
- он станет инфантильно – потребительски относиться к миру;
- будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет;
- ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
- возникнут сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы
Мотивы поведения родителей:
•Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.
Гипоопекающий (попустительский) тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и, в частности, в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
- ребенок вынужден решать свои проблемы самостоятельно.
Возможные последствия:
- отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себе и других;
- отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Мотивы поведения родителей:
Так могут вести себя родители:
— которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные ситуации или сложные ситуации не замачиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
- отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
- родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
В дальнейшем:
- ребенок вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
- осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
- приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Свой неповторимый стиль отношений присущ каждой семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд. Родителям нужно помнить, что не учитывание интересов детей, недостаток материнского и отцовского внимания, с возрастом может вернуться бумерангом. На этой почве достаточно самой глупой ссоры из-за пустяка, чтобы отношения между поколениями прервались навсегда. Именно поэтому надо уже сейчас понять, в чем вы не правы, и дать детям то, в чем они нуждаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"
Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить. (Джерри Фалуэлл)....
«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
laquo;Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь ме...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое...
консультативный материал "Семья- мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"
Овлиянии семьи на развитие ребенка....