30 игр и заданий на развитие мышления
консультация (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игровых заданий. | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
30 игр и заданий на развитие мышления
(консультация для родителей, педагогов)
1. Описываем различные свойства предметов Описать любой предмет или игрушку. Вопросы: Какого цвета. Из чего сделан предмет? Для чего предназначен предмет? И т.д. Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете. Например: «Яблоко». Какое оно? В каких сказках речь идёт о яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт о яблоке или яблоках. |
2. Продолжаем знакомство со свойствами предметов прячем игрушку. Описываем её ребёнку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребёнок должен назвать , что это за предмет. |
3. «Кто летает?» Цель: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать – дети разводят руки в сторону, если нет – поднимают руки. |
4. «Съедобное - несъедобное» Если взрослый называет съедобные продукты, то ребёнок поднимает ложку (картинку с изображением ложки), если несъедобные – то малыш закрывает рот руками. |
5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт». «Спереди – пятачок, сзади – крючок, посередине – спинка, а на спинке – щетинка». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». «Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать, когда работу начинать». |
6. Знакомство со способами применения или использования предметов Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета. Пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы её использования7» (варианты задания: книга, тетрадь, банка, ведро, лопата, табуретка). |
7. Ищем одинаковые свойства предметов Задания: В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые. |
8. Ищем различные свойства предметов необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура. |
9. Сравнение предметов 1) Сравнивать предметы между собой, искать сходства и различия. Материал: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) четырёх цветов и двух размеров. -подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком; -подобрать фигуры, отличающиеся двумя признаками; -подобрать фигуры, отличающиеся тремя признаками (подобрать самые непохожие). 2) Сравнение слов. Для сравнения предлагаем пары слов: муха и бабочка, дом и избушка, стол и стулья, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток, пианино и скрипка. Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? 3) Сравнение предметов. Игра «На кого похож?» (вербально). На какого животного похож кролик? (на зайца). В чём их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чём их сходство и различие? По каким признакам можно отличить оленя от других животных и т.п. |
10. Классификация 1) Разложить предметные картинки по группам. 2) Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живёт в воде, кто живёт в лесу, кто живёт рядом с человеком. 3) Из набора карточек выбрать то, -что можно есть; -что сделано человеком; -те, на которых изображено 3 (5, 7) предметов и т.п. 4) Сложить в одну коробку все шишки, а в другую – все ракушки. 5) Положи в одну коробку маленькие ракушки ( пуговицы), а в другую – большие. 6) Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую – короткие. 7) Из всех пуговиц выбрать только круглые. 8) Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу красные, в другую – зеленые и т.д. (аналогично ленты) |
11. Классификация по признакам Те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом. a) выбрать предметы, которые тонут; б) выбрать предметы, которые не тонут; в) выбрать предметы, которые могут разбираться и т.д. |
12. «Игра» Приготовить 15 различных предметов. Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Отобрать: металлические предметы, съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, маленькие, прямоугольные и т.д. |
13. Дома работа по классификации Разобрать покупки (рассортировать); что нужно положить в холодильник?; что нужно положить в морозилку?; что положить на полочку в ванной?; куда положить стиральный порошок?; куда крупу? Стирка: рассортировать белье на белое и цветное. |
14. «Слово на ладошке» «Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в ….воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..). |
15. «Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина). |
16. «Найди предметы такого же цвета». У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки (разные игрушки) соответствующего цвета. |
17. «Большой – маленький» Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы. |
18. «Форма» Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы. |
19. Обобщение - исключение Поиск лишней картинки. Последовательность работы: - «Третий лишний» (с картинками); - «Четвёртый лишний» (с картинками); - «Третий лишний» (на словесном материале); - «Четвёртый лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя? Как можно, одним словом назвать оставшиеся предметы?» Наборы слов: - стол, стул, чайник, кровать; - лошадь, собака, щука, кошка; - земляника, ель, берёза, дуб; - огурец, помидор, заяц, репа; - блокнот, тетрадь, газета, портфель; - помидор, арбуз, яблоко, мяч. |
20. «Нужно – не нужно» «Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет», и т.д. |
21. «Овощи – фрукты» Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием. |
22. «Назови, одним словом» Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет. Как их можно назвать одним словом: - суп, каша, гуляш, кисель; - лошадь, корова, овца, свинья; - курица, гусь, утка, индейка; - капуста, картофель, лук, свёкла. |
23. «Живое – неживое» Ведущий называет «живое» - все хлопают в ладоши, «неживое» - топают ногами. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие-домашние животные и т.д.). |
24. « Отвечай, одним словом» Тополь, берёза, клён – это …(деревья). Окунь, карась, щука – это…(рыбы) и т.п. |
25. «Назови три предмета» 1.Ведущий называет одно слово, например: «мебель», а тот кому он бросает мяч, называет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, кресло..). 2.Наоборот: ведущий говорит три слова, а тот, кому он бросает мяч, говорит, как эти слова можно объединить одним словом (смородина, клубника, малина – ягоды). |
26. «Поезд» Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка – «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд». Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои, и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепится на ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку, потому что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепим тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить. |
27. «Назови слова» (развитие гибкости мышления) 1. Назови слова, обозначающие деревья. 2. Зверей. 3. Домашних животных. 4. Наземный транспорт. 5. Воздушный транспорт. 6. Водный транспорт. 7. Фрукты. 8. Назови слова, относящиеся к спорту. |
28. Затруднённые ситуации (принятие решения и планирование) 1.Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего? 2.В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть? 3.Света пошла гулять, и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться? |
29. Сериация 1) Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех? (Вася). 2) Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого самые светлые волосы? (У Коли). 3) Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша). 4) Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый весёлый? (Галя). Если этот тип задач вызывает затруднение, то даём более простые задачи: 1)Миша сильнее. Чем Коля. Кто слабее? 2)Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее? 3)Костя выше Саши. Кто ниже? 4) Петя темнее, чем Нина. Кто светлее? И т.п. |
30. Понятийное мышление «Закончи предложение» 1) Лимоны кислые, а сахар… 2) Собака лает, а кошка… 3) Ночью темно, а днем … 4) Трава зелёная, а небо … 5) Зимой холодно, а летом… 6) Ты ешь ртом, а слушаешь… 7) Утром мы завтракаем, а днем … 8) Птица летает, а змея … 9) Лодка плывет, а машина… 10) Певец поет, а строитель… |
Автор: Анна Никонова
Из материалов сетевого издания для педагогов и учащихся
образовательных учреждений «Образовательное пространство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека заданий на развитие мышления
Картотека заданий на развитие мышления...
34 ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
задания на развитие мышления...
задание на развитие мышления
картинки с заданиями на развитие логического мышления...
Задания на развития мышления
Задания на развития мышления...
"Задания на развитие мышления"
Презентация подготовлена для детей 4-5 лет по лего-конструированию для развития мышления....
Задания на развитие мышления и внимания для детей 2-3 лет
Простые и интересные занятия на развитие логики, внимания, мышления для ребенка 2-3 лет. Раннее развитие мозговой активности — залог дальнейших успехов в учебе!:)...
Задания по развитию мышления
Мышление-это психический процесс. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому мышление и речь взаимосвязаны. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому важно его развив...