25.03.2023 г. Роль обычаев и традиции русского народа в формировании нравственности
консультация (подготовительная группа)

Веккер Светлана Федоровна
Роль обычаев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

«Дитятко – что тесто: как

замесил, так и выросло»

Народная мудрость

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Поэтому-то и важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине.

К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. Ведь «народная педагогика» основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей. Народная педагогика использовала для достижения своих целей:

- фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т. д.) ;

- народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни) ;

- народный театр (Петрушка, скоморохи и др.) ;

- изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т. д.)

В дошкольном возрасте формируются основные моральные качества личности, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость, поэтому особую роль в нравственном воспитании и развитии ребенка играет семья. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое, если не всё, перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи, поэтому родители – это носители моральных достоинств и влияний на своего ребенка.

Перед педагогами и родителями стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:

В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.

Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности.

В этот период у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.

К шести годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются задачи нравственного воспитания. Воспитываем у детей чувство любви к Родине, к родной природе, гордость за своих земляков.

Большее значение имеет воспитание у детей трудолюбия, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость: она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать её одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Без нее невозможно представить взаимоотношения людей.

Деликатность – сестра вежливости… Человек наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. В его присутствии каждый чувствует себя естественно, просто, непринужденно.

Чуткость – это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке», «Поделись с братом», развивать умение сочувствовать («Мама устала», не шуми, играй тихо) .

Чувство такта… Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

Скромность… Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромность нужно воспитывать у ребенка с малых лет.

Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, привлекательности к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявлять доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость.

Дисциплинированность… Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребенка качества, характерные для человека: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность.

Таким образом поставленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»

план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...

Обычаи и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего...