Роль сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сказка- это не только развлечение, но и извлечение урок. С помощью сказки мы воспитываем у детей волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм, целеустремленность, доброту и честность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_konsultatsiya.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов
«Роль сказкотерапии в воспитании детей
дошкольного возраста».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, и со всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять мораль сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий родителей и педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; развиваем связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

С помощью сказки мы воспитываем у детей волю; веру в себя; смелость; трудолюбие; настойчивость; обязательность; оптимизм; целеустремлённость; доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

Приёмы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Этапы работы со сказкой

  1. Знакомство детей со сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  2. Эмоциональное восприятие сказки детьми - пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  3. Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  4. Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Сказкотерапия - это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Сказкотерапия для дошкольников - это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств.

Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и образовательной работы с дошкольниками.

В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?

«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

Виды сказок:

  1. Медитативные (используются для освобождения от психоэмоционального напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты.
  2. Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.
  3. Художественные (народные). В них заключена мудрость народа. А простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.
  4. Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок - счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по образам главных героев.
  5. Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой.

Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом
следующих правил:

  • дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;
  • сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша;
  • в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ребенком;
  • в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке;
  • после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности  ребенка  - дошкольника. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная р...

Консультация для родителей: «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста»

Публикуемый материал может быть полезен не только родителям детей дошкольного возраста, но и педагогам ДОУ, так как содержит практические рекомендации по развитию артистических способностей детей....

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...

Консультация для родителей:«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказкотерапия»

Сказкотерапия создаёт коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере прои...

Консультация для родителей. «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказкотерапия».

Сказкотерапия для дошкольников –это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши прони...