Что такое мнемотехника?
консультация
Предварительный просмотр:
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
❖ МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
❖ МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
❖ МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
Актуальность
Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии.
4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Методология
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
В своей работе опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты ) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели ).
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
❖ Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
❖ Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета:
- формы:
- величины:
- действия:
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
3) Интеграция детской деятельности.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТЛИЧАЕТСЯ:
❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;
❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...