Формирование финансовой грамотности у дошкольников
статья (старшая группа)
Статья опубликована в:
Научно-образовательное сетевое издание «Высшая школа делового администрирования. Вестник дошкольного образования»
Автор: Кондратьева Т.В.
Формирование финансовой грамотности у нас, как правило, сводится к очень узкому кругу вопросов, не зависимо от возрастной группы потребителя/нуждающегося.
Будучи на одном из мероприятий по обмену опытом, я присутствовала на мастер-классе коллеги, где, для проработки финансового вопроса, в том числе, просили ответить на такие формулировки: что нужно делать, чтобы появились деньги, что я могу сделать, чтобы появились деньги, что я буду делать завтра, чтобы появились деньги, что неинтересного на пути к деньгам.
А также рассматривалась круговая диаграмма из следующих потребностей, на которые нужны деньги: семья, карьера, деньги, отношения, отдых, личностный рост, условия жизни, здоровье.
Но, почему то упускались такие моменты, как экология, нравственная составляющая, благотворительный труд и т.д.. Именно те вещи, которые становятся все более актуальными для развития самостоятельного Государства, крепко стоящего на ногах, и именно те, которые надо закладывать с детства.
Начиная с детей старшего дошкольного возраста уже можно и нужно поднимать вопросы бережливости, трудового воспитания, взаимопомощи. В этом возрасте дети уже могут ставить себя на место другого. Здесь стоит обратить внимание на развитие сострадания, эмпатии. Объяснять плюсы безвозмездной помощи, использования подручных средств в качестве игрушек, бережного отношения к пище, сортированию мусора.
Я написала «дети старшего дошкольного возраста», следуя традиции, сложившийся, в литературе, затрагивающей тему формирования финансовой грамотности, исходя из особенностей психологического развития, психологической зрелости детей данного возраста.
Но, с моей точки зрения, формирование, а еще лучше – воспитание финансовой грамотности, лучше начинать с младенчества. Потому что легче выработать определенную привычку поведения в раннем возрасте, чем осознанно объяснять причины того или иного действия. Не всегда знания дают положительный результат, и на их реализацию на практике может уйти много времени.
Наиболее продуктивной на сегодняшний момент может являться определение А.Д. Шатовой, чьи труды посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, базирующегося на синтезе нравственного, трудового, экономического аспектов образования: «смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно —развивающая среда».
Библиографический список
- Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
- Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
- Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.
- Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников, формирование предпосылок финансовой грамотности: Примерная парциальная программа дошкольного образования / А.Д. Шатова. – Банк России. Минобнауки РФ. – М. – 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_finansovoy_gramotnosti.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кондратьева Татьяна Васильевна,
педагог-психолог МБОУ Лицей №10 г. Химки, ДО «Рябинушка»
Формирование финансовой грамотности у дошкольников
Формирование финансовой грамотности у нас, как правило, сводится к очень узкому кругу вопросов, не зависимо от возрастной группы потребителя/нуждающегося.
Будучи на одном из мероприятий по обмену опытом, я присутствовала на мастер-классе коллеги, где, для проработки финансового вопроса, в том числе, просили ответить на такие формулировки: что нужно делать, чтобы появились деньги, что я могу сделать, чтобы появились деньги, что я буду делать завтра, чтобы появились деньги, что неинтересного на пути к деньгам.
А также рассматривалась круговая диаграмма из следующих потребностей, на которые нужны деньги: семья, карьера, деньги, отношения, отдых, личностный рост, условия жизни, здоровье.
Но, почему то упускались такие моменты, как экология, нравственная составляющая, благотворительный труд и т.д.. Именно те вещи, которые становятся все более актуальными для развития самостоятельного Государства, крепко стоящего на ногах, и именно те, которые надо закладывать с детства.
Начиная с детей старшего дошкольного возраста уже можно и нужно поднимать вопросы бережливости, трудового воспитания, взаимопомощи. В этом возрасте дети уже могут ставить себя на место другого. Здесь стоит обратить внимание на развитие сострадания, эмпатии. Объяснять плюсы безвозмездной помощи, использования подручных средств в качестве игрушек, бережного отношения к пище, сортированию мусора.
Я написала «дети старшего дошкольного возраста», следуя традиции, сложившийся, в литературе, затрагивающей тему формирования финансовой грамотности, исходя из особенностей психологического развития, психологической зрелости детей данного возраста.
Но, с моей точки зрения, формирование, а еще лучше – воспитание финансовой грамотности, лучше начинать с младенчества. Потому что легче выработать определенную привычку поведения в раннем возрасте, чем осознанно объяснять причины того или иного действия. Не всегда знания дают положительный результат, и на их реализацию на практике может уйти много времени.
Наиболее продуктивной на сегодняшний момент может являться определение А.Д. Шатовой, чьи труды посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, базирующегося на синтезе нравственного, трудового, экономического аспектов образования: «смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно —развивающая среда».
Библиографический список
- Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
- Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
- Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.
- Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников, формирование предпосылок финансовой грамотности: Примерная парциальная программа дошкольного образования / А.Д. Шатова. – Банк России. Минобнауки РФ. – М. – 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
Анкета для родителей "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"
Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, ка...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....
Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников
Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....