Формирование финансовой грамотности у дошкольников
статья (старшая группа)

Статья опубликована в:

Научно-образовательное сетевое издание «Высшая школа делового администрирования. Вестник дошкольного образования»

https://vestnikdo.ru/archive.

Автор: Кондратьева Т.В.

Формирование финансовой грамотности у нас, как правило, сводится к очень узкому кругу вопросов, не зависимо от возрастной группы потребителя/нуждающегося.

Будучи на одном из мероприятий по обмену опытом, я  присутствовала на мастер-классе коллеги, где,  для проработки финансового вопроса, в том числе, просили ответить на такие формулировки:  что нужно  делать, чтобы появились деньги,  что я могу сделать, чтобы появились деньги,  что я буду делать завтра, чтобы появились деньги, что неинтересного на пути к деньгам.

 А также рассматривалась круговая диаграмма из  следующих потребностей, на которые нужны деньги: семья, карьера,  деньги,  отношения, отдых, личностный рост, условия жизни, здоровье.

Но, почему то  упускались такие моменты, как экология,  нравственная составляющая,  благотворительный труд  и т.д.. Именно те вещи, которые становятся все более актуальными для развития самостоятельного Государства, крепко стоящего на ногах, и именно те, которые надо закладывать с детства.

Начиная с детей старшего дошкольного возраста уже можно и нужно поднимать вопросы бережливости,  трудового воспитания, взаимопомощи. В этом возрасте дети уже могут ставить себя на место другого. Здесь стоит  обратить внимание на развитие сострадания, эмпатии.   Объяснять плюсы безвозмездной помощи, использования подручных средств в качестве игрушек, бережного отношения к пище,  сортированию мусора.

Я написала  «дети старшего дошкольного возраста», следуя  традиции, сложившийся, в литературе, затрагивающей тему формирования финансовой грамотности,  исходя из особенностей психологического развития, психологической зрелости детей данного возраста.

Но, с моей точки зрения, формирование, а еще лучше – воспитание финансовой грамотности, лучше начинать с младенчества. Потому что  легче выработать определенную привычку поведения в раннем возрасте, чем осознанно объяснять причины того или иного действия.  Не всегда знания дают положительный результат, и  на их реализацию на практике может уйти много времени.

Наиболее продуктивной на сегодняшний момент может являться определение А.Д. Шатовой, чьи труды посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, базирующегося на  синтезе нравственного, трудового, экономического аспектов образования: «смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно —развивающая среда».

 

Библиографический список

 

  1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  2. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
  3. Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.
  4. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников, формирование предпосылок финансовой грамотности: Примерная парциальная программа дошкольного образования / А.Д. Шатова. – Банк России. Минобнауки РФ. – М. – 2018.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_finansovoy_gramotnosti.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кондратьева Татьяна Васильевна,

педагог-психолог МБОУ Лицей №10 г. Химки, ДО «Рябинушка»

Формирование финансовой грамотности у дошкольников

Формирование финансовой грамотности у нас, как правило, сводится к очень узкому кругу вопросов, не зависимо от возрастной группы потребителя/нуждающегося.

Будучи на одном из мероприятий по обмену опытом, я  присутствовала на мастер-классе коллеги, где,  для проработки финансового вопроса, в том числе, просили ответить на такие формулировки:  что нужно  делать, чтобы появились деньги,  что я могу сделать, чтобы появились деньги,  что я буду делать завтра, чтобы появились деньги, что неинтересного на пути к деньгам.

 А также рассматривалась круговая диаграмма из  следующих потребностей, на которые нужны деньги: семья, карьера,  деньги,  отношения, отдых, личностный рост, условия жизни, здоровье.

Но, почему то  упускались такие моменты, как экология,  нравственная составляющая,  благотворительный труд  и т.д.. Именно те вещи, которые становятся все более актуальными для развития самостоятельного Государства, крепко стоящего на ногах, и именно те, которые надо закладывать с детства.

Начиная с детей старшего дошкольного возраста уже можно и нужно поднимать вопросы бережливости,  трудового воспитания, взаимопомощи. В этом возрасте дети уже могут ставить себя на место другого. Здесь стоит  обратить внимание на развитие сострадания, эмпатии.   Объяснять плюсы безвозмездной помощи, использования подручных средств в качестве игрушек, бережного отношения к пище,  сортированию мусора.

Я написала  «дети старшего дошкольного возраста», следуя  традиции, сложившийся, в литературе, затрагивающей тему формирования финансовой грамотности,  исходя из особенностей психологического развития, психологической зрелости детей данного возраста.

Но, с моей точки зрения, формирование, а еще лучше – воспитание финансовой грамотности, лучше начинать с младенчества. Потому что  легче выработать определенную привычку поведения в раннем возрасте, чем осознанно объяснять причины того или иного действия.  Не всегда знания дают положительный результат, и  на их реализацию на практике может уйти много времени.

Наиболее продуктивной на сегодняшний момент может являться определение А.Д. Шатовой, чьи труды посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, базирующегося на  синтезе нравственного, трудового, экономического аспектов образования: «смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно —развивающая среда».

Библиографический список

  1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  2. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
  3. Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.
  4. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников, формирование предпосылок финансовой грамотности: Примерная парциальная программа дошкольного образования / А.Д. Шатова. – Банк России. Минобнауки РФ. – М. – 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Анкета для родителей "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, ка...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности  через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....

Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников

Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....